Американский нефтяной гигант заплатил неплохую цену; российская нефтяная компания приобрела надежного партнера, а Путин придает лоск имиджу России
Цена была справедливой. Инвесторы не угрожают подавать в суд. СМИ не беснуются. Иностранные правительства не заметили ошибок. Очевидно, это был не обычный для России день. Продажу 29 сентября доли в 7,59% в крупнейшей российской нефтяной компании американскому нефтяному гиганту ConocoPhilips действительно во многом можно назвать первой.
Большая сделка. Эта сделка получила мощную поддержку президента России Владимира Путина. В июле глава Concoco Джеймс Малва летал в Россию, чтобы встретиться и с Путиным, и с главой "Лукойла" Вагитом Алекперовым. Путин заявил, что у обеих компаний нет причин раздумывать над очевидным решением.
Большинство аналитиков с Путиным согласны. "Я полагаю, это очень хорошо для обеих компаний, - говорит Рон Смит, аналитик нефтегазовой сферы в Renaissance Capital, инвестиционном банке в Москве. - Conoco получит доступ к резервам, а нефтяные компании отчаянно стремятся получить резервы".
Резервы "Лукойла" составляют 16 млрд баррелей. Прибавьте возможные запасы, и общая цифра достигнет 30 млрд баррелей.
Это означает, что Conoco платит всего 1,63 доллара за баррель нефти. А для "Лукойла" партнерство принесет столь требуемый западный менеджмент и ноу-хау.
Желанные гарантии. Аналитики говорят, что российское правительство заключило очень хорошую сделку - гораздо более привлекательную, чем предыдущие приватизационные сделки. Хотя Conoco заплатила не намного больше начальной цены, общая цена была близка к тому уровню, на котором продаются акции "Лукойла". Еще лучше то, что сделка укрепляет имидж России в инвестиционном сообществе. В последние месяцы многие иностранные инвесторы были шокированы отношением Москвы к ЮКОСу, российской компании номер 2, по которой ударили огромными и противоречивыми налоговыми претензиями (на 7 млн долларов с перспективой повышения).
Это наступление рассматривается многими как наказание главного акционера и бывшего руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского за включение в политику. Однако шаги против ЮКОСа, который скоро может быть разрушен и частично ренационализирован, вызвали к жизни более общие вопросы: о правовой стабильности в России и безопасности частной собственности.
Приветствуя инвестиции Conoco, Путин надеется показать, что кампания против ЮКОСа не является частью более широкого наступления на иностранные инвестиции. Однако это также демонстрирует, что бизнес в России до сих пор может быть очень непредсказуемым. Подмигивание и кивок президента - неплохая гарантия. Но в один прекрасный день обитатель Кремля сменится.