Несколько дней назад был избран новый управляющий директор Международного валютного фонда. Им стал кандидат Европейского союза Доминик Стросс-Кан.
Все, кто имеет какое-либо отношение к данному вопросу, отлично понимали: коль скоро ЕС и США договорились между собой, победа французского кандидата предопределена. Отсюда возникает закономерный вопрос, который неоднократно поднимался во время закрытых консультаций, а также в прессе: зачем Москва предложила альтернативного кандидата, Йозефа Тошовски, понимая, что его шансы на успех при существующей системе квот, которые определяют исход голосования, невысоки? Я бы хотел объяснить российскую позицию.
Во второй половине 1940-х годов, в рамках системы Бреттона-Вудса, США и ведущие страны Западной Европы решили, что могут контролировать международную финансовую систему. С тех пор прошло более полувека, многое изменилось. Эпоха колониальных империй осталась в прошлом. Роль таких стран, как Китай, Индия и Бразилия, в мировой экономике растет, и их невозможно не принимать в расчет при организации глобальной финансовой системы. Еще в 2000 году министр финансов Италии предупреждал, что система выборов, при которой США и Западная Европа договариваются, кто возглавит важнейшие международные финансовые учреждения, а остальному миру остается лишь наблюдать за происходящим, неправильна и в долгосрочной перспективе нестабильна.
Financial Times тогда отметила, что подобная процедура не может сохраняться долго.
Главы финансовых министерств Австралии, Бразилии и ЮАР в июле открыто заявили, что пришло время отойти от принципа, при котором решающим фактором при выборе кандидатов на ключевые посты является национальность. Решения о том, кто должен возглавить определенные учреждения, необходимо принимать исходя из профессиональных качеств кандидатов, их опыта и способности справляться с заданиями, стоящими перед МВФ и Всемирным банком.
Именно от этой идеи мы отталкивались, предложив Тошовски на пост управляющего директора МВФ. Он обдает опытом борьбы с экономическим кризисом, связанным с крушением социалистической экономики, опытом безболезненного раздела чешской и словацкой валют. Этот опыт важен для решения сложных задач, которые стоят перед учреждениями системы Бреттона-Вудса в связи с сегодняшней ситуацией на финансовых рынках.
Главным, что подтолкнуло нас занять подобную позицию по руководству МВФ, стал вопрос о том, как должны приниматься ключевые решения, связанные с работой этой организации. Мы преследовали цель инициировать серьезную дискуссию о принципах организации структур, созданных для обеспечения финансовой стабильности и стабильного роста мировой экономики. И нам удалось добиться своей цели.
В сентябре Доминик Стросс-Кан изложил в своей статье приоритеты, которые он будет выдвигать в том случае, если станет управляющим директором МВФ. Среди них оказались приспособление фонда к меняющейся мировой обстановке, расширение международной поддержки руководства фонда, повышение квот для развивающихся стран и изменение избирательного механизма, правил и процедур фонда с тем, чтобы все государства чувствовали себя участниками процесса принятия решений.
С этими идеями трудно не согласиться. Они обсуждаются уже давно. Однако практических шагов в этом направлении до сих пор предпринималось мало.
Суровый финансовый мир верит делам, а не словам. Мы рассчитываем, что новый управляющий директор воплотит в жизнь множество выдвинутых идей. Ключевым показателем, за которым все будут следить особенно внимательно, станет перераспределение квот в МВФ.
Для эффективной борьбы с кризисами МВФ и Всемирный банк должны быть правомочными организациями. Для достижения успеха необходимо, чтобы им верило международное сообщество, чтобы с правилами, по которым они работают, было согласно большинство государств.
Нетрудно понять, что если некую структуру значительная часть мира воспринимает как обеспечивающую доминирование одной страны или группы стран над другими, то данная структура утрачивает легитимность. Она перестает быть эффективным инструментом. Мы искренне надеемся, что новый управляющий директор МВФ сможет воплотить на практике провозглашенную им программу. Если же он не сможет этого сделать, мы забудем о МВФ как о серьезной глобальной организации, которая управляет мировой финансовой системой.
Алексей Кудрин - вице-премьер правительства Российской Федерации и министр финансов.