После грузинских событий пришло время изменить политику Европейского союза по отношению к России. Это будет непросто, поскольку война России с Грузией в полной мере выявила расхождение позиций внутри Европейского союза. Но эта война и реакция Франции, в настоящий момент председательствующей в ЕС, вынудили членов союза найти общий знаменатель политики в отношении России. Таким образом, можно признать, что действия российских политиков способствуют выработке единой европейской политики.
Война уже оттеснила на второй план идею президента Николя Саркози создать Союз для Средиземноморья, сделав приоритетной инициативу партнерства с Востоком, предложенную весной Польшей и Швецией. Она изменит точку зрения европейского общественного мнения на Россию, намерения и политику этой страны. Уже давно европейское общественное мнение улавливало сигналы, указывающие на возрождение империалистических и недемократических импульсов в России.
Закон, ограничивающий свободу неправительственных организаций, действия в отношении "непокорных" Кремлю олигархов и журналистов - вот лишь несколько примеров. Однако эти сигналы были по большей части проигнорированы европейским общественным мнением, так как они не представляли непосредственной угрозы интересам ЕС. Предостережения о возрождении империалистических импульсов воспринимались как проявление русофобии, особенно когда они исходили от поляков. Те же черты приписывались другим странам Центральной и Восточной Европы. Во Франции Польшу иногда даже представляют "троянским конем" Америки!
Тем не менее, за десять лет многое изменилось. Европейский союз стал точкой отсчета для поляков, словаков и литовцев. Он не только стал источником средств для развития и модернизации их стран, но и создал ощущение безопасности. Одновременно в период правления администрации Буша и войны против Ирака симпатии к Соединенным Штатам начали ослабевать. Кроме того, Америка переориентировалась на другие регионы мира. Грузинский конфликт может изменить ситуацию. Все более убеждаясь в том, что Россия представляет угрозу, европейцы изменят свое отношение. Как показало проведенное в этом году Transatlantic Trends исследование, поддержка НАТО в Европе возросла.
В Польше наблюдается четкая тенденция к возрождению взгляда на Россию как на империалистическую страну. По данным Института общественных вопросов, в настоящий момент 75% поляков (против 45% в 2004 году) считают, что Россия стремится восстановить свое влияние в странах Восточной Европы. Поляки опасаются военной (77% опрошенных), экономической (69%) и политической (66%) угрозы со стороны России.
Встает вопрос: можно ли в нынешней ситуации считать Европейский союз противовесом России, силой, способной проводить внешнюю политику и отстаивать интересы стран Центральной и Восточной Европы, или эта роль останется за Соединенными Штатами? Если восточная политика ЕС не будет понятной и полноценной, в странах Центральной и Восточной Европы возрастет уверенность в том, что США - единственная сила, способная противостоять России. Американцы не были четко представлены в конфликте между Грузией и Россией. Но после выборов они, возможно, смогут проводить немного более решительную политику в кавказском регионе. Под влиянием растущей угрозы со стороны России в Центральной и Восточной Европе проамериканские настроения могут активизироваться.
До настоящего времени Россия была непредсказуема в своем поведении. Однако российский министр иностранных дел Сергей Лавров расставил все точки над "i", заявив в Польше, что тбилисское руководство само "поставило крест на территориальной целостности Грузии". Места для недоговорок и сомнений не остается. Сейчас нам представился оптимальный момент для принятия единой политики по отношению к России. Эта политика должна решительным образом защитить интересы всех стран союза, а также базовые ценности, на которых он построен.
Лена Колярска-Бобиньска - профессор социологии, директор варшавского Института общественных вопросов