Ровно через неделю после двойного авиатеракта терроризм снова наносит удар по России - в самое сердце. Чеченская камикадзе взорвала себя у входа в метро в Москве.
Цель терактов - он, Путин, почти абсолютного господства которого боятся не только сепаратисты, но и новая номенклатура.
Здесь уже не только чеченский терроризм. За серией громких терактов, которые повстанцы устраивают в России, уже виднеется политическая цель, которая выходит за рамки чеченской проблемы и за границы этой измученной республики.
Цель - лично Владимир Путин и его политическая судьба.
У российского президента уже много необъявленных врагов, которые живут не в Грозном или Гудермесе, а в Москве.
Путин - хозяин России. Он пользуется большой поддержкой населения, быть может не такой большой, как говорят опросы, но все же существенной. Путин доминирует над государственным аппаратом, спецслужбами и всеми силовыми министерствами. Путин контролирует обе палаты парламента. Их решения просто копируют решения администрации президента.
Нет политических партий, способных хоть как-то играть роль оппозиции. В Чечне президенты, выбранные при поддержке Кремля, погибают один за другим. Однако на место убитых Путин ставит новых.
Единственным, кто попытался изменить такое положение дел, был миллиардер Ходорковский, который вот уже год сидит в тюрьме и, похоже, из нее не выйдет. Он хотел организовать альтернативу на следующих президентских выборах и неосторожно об этом заявил. Он действовал при внешней поддержке компании Exxon-Mobil, которая с быстрой скоростью скупала нефтяной гигант ЮКОС.
Его остановили без особых церемоний. Путин заявил, что интересы России решаются в России. И точка.
Кого нужно, предупредили, пусть даже этот кто-то сидел на Уолл-стрит.
Те, кто сидел в Москве, на роскошных дачах, скрытых в зелени московских пригородов, почувствовали жаркое дыхание сильной и древней власти, которую, как они думали, они навсегда обезоружили, купив Ельцина.
Путин, несмотря на похлопывания по плечу от его западных друзей, все больше олицетворяет силу России, которая не нравится даже Вашингтону.
Но Чечня всегда была полна сюрпризов. Это не новость. Первым использовал Чечню в политических целях Борис Березовский. Именно он финансировал и подталкивал Шамиля Басаева, чтобы тот напал на Дагестан в 1999 году. Так началась вторая чеченская война. И Владимир Путин пришел к власти. Олигархи, или некоторые из них, эту войну организовали для него.
Сейчас многое говорит он том, что происходящее - это возмездие: взявшийся за Чечню, от Чечни и погибнет.
Березовский сидит в политическом убежище в Лондоне, но он жив, очень жив. Его прежние связи не были оборваны. В Москве, несомненно, немало тех, кто боится повторить судьбу Березовского, если Путин продолжит действовать так, как действует. Или, еще хуже, судьбу Ходорковского. Им поэтому было бы выгодно либо падение Путина, либо, по крайней мере, резкое изменение отношения к нему. Отсюда недалеко до предположения, что идет чрезвычайно опасная для Путина игра, в которой чеченцы работают не только на себя, но и на кого-то другого, и этот "кто-то" использует чеченцев в своих целях.
Играют, естественно, в убийства. Но кого этим удивишь? Когда демократию аннулировали и заставили замолчать, при помощи силы или обмана, когда правда на стороне сильного, когда государственные дела переплетаются с криминалом, что хорошего можно ожидать?
Так, со временем, Путин может быть изнурен.
Сейчас победить его невозможно. Но достаточно показать, что и он не может победить. Быть может, именно на это надеются Шамиль Басаев и его покровители, которые даже не такие и "темные", покровители, которые ведут камикадзе по улицам Москвы, которые велят им захватить театр, полный зрителей, садиться на гражданские самолеты, полные невинных людей, которые не останавливают их, когда те со взрывчаткой входят в метро.
Врага, которому так помогают, который действует у него дома, Владимир Путин не может победить. Он президент, который, в конце концов, обречен на поражение.