Минувший вторник должен был стать для Ирака днем надежды и возрождения. В Багдаде сотни болельщиков собрались торжественно встретить иракских футболистов, чуть не совершивших подвиг на матче с Италией в полуфинале Олимпийских игр в Афинах. Но весь мир в ужасе взирал на другую "картинку": изображение очередного обезглавленного трупа - одного из 12 непальских заложников, казненных похитителями из близкой к "Аль-Каиде" исламистской группировки "Ансар ас-Сунна" ("Поборники сунны").
Казнь 12 азиатских рабочих, похищенных 20 августа, когда они работали по контракту, заключенному с американскими войсками, заставляет опасаться, что худшее произойдет и с французскими журналистами Кристианом Шено и Жоржем Мальбрюно, похищенными в тот же день и удерживаемыми "Исламской армией в Ираке".
Французский генерал в Багдаде. В течение всего вторника самые противоречивые слухи ходили по поводу участи двух пленников. Их похитители накануне продлили еще на одни сутки срок действия ультиматума, в котором они требуют от Франции отменить закон о мусульманском платке. Во второй половине дня арабский информационный канал Al-Arabya даже объявил об их освобождении, ссылаясь на письма, якобы написанные салафитскими лидерами. Однако на момент написания этих строк единственной достоверной информацией было прибытие в Багдад одного из лучших французских экспертов в области разведки на Ближнем Востоке, генерала Филиппа Рондо - арабиста, ветерана кризиса с заложниками в Ливане и организатора выдачи Суданом бывшего террориста Карлоса.
В то время как глава французского МИДа Мишель Барнье продолжал свое ближневосточное турне (побывав в Иордании и опять вернувшись в Египет), призванное побудить арабский мир к активным действиям, главная миссия генерала Рондо состояла в том, чтобы "найти надежных собеседников". Совет суннитских улемов Багдада признал, что ему "не удалось вступить в контакт с похитителями" и высказал опасение, что похищение заложников может закончиться их казнью.
То, что убийство непальских заложников совпало с истечением срока действия ультиматума, предъявленного французскому правительству, безусловно, не является случайностью. Около десяти экстремистских суннитских организаций, уже год захватывающих заложников в Ираке в политических целях, напрямую не связаны между собой, но координируют свои действия.
Курьеры появляются в их "бастионах" - Эль-Фаллудже, Латифии (где были похищены журнлисты) или в Искандарии, где салафитские эмиры контролируют целые кварталы. Поэтому не исключено, что в последние дни группировка, удерживающая Кристиана Шено и Жоржа Мальбрюно, вела переписку с другими суннитскими отрядами, в частности с "Бригадами моджахедов", убившими итальянского охранника, "Тайной исламской армией" (удерживающей семь заложников - трех индийцев, трех кенийцев и одного египтянина) или "Исламским движением моджахедов Ирака", совершившим расправу над ливанским инженером.
Рука аз-Заркави? Один из вопросов, мучающих французскую группу, занимающуюся установлением местонахождения журналистов, состоит в том, чтобы узнать, установили ли похитители контакт с самой опасной группировкой в стране "Таухид ва джихад" ("Единобожие и священная война"), которую возглавляет Абу Мусаб аз-Заркави. Этого человека считают руководителем иракского филиала "Аль-Каиды" и вдохновителем многочисленных самоубийственных терактов.
"Если вмешается аз-Заркави, прольется кровь, - уверен иракский переводчик. - Для него тот факт, что у Франции здесь нет войск, мало что значит. В августе 2003 года он без колебаний напал на генеральное представительство ООН в Багдаде. Его оружие - это террор. И чтобы террор мог привести к победе, считает он, в нем не должно быть никаких исключений".
Другой вопрос касается темы возможных переговоров. Во вторник вечером оптимисты надеялись, что похитители подадут какой-то знак, и говорили о том, что освобождение заложников отложено на среду. Но на каких основаниях это утверждалось? Отказавшись отменить закон о мусульманском платке, о чем попросили заложники на видеокассете, распространенной во вторник вечером, Париж заведомо отказался от политического решения. Остаются деньги. Или другие формы выкупа.
Клод Монике, эксперт по вопросам безопасности из Брюсселя, напоминает, что в деле с заложниками в Ливане, "что бы там ни говорилось, Франция пошла на выполнение всех требований похитителей".
"Этим группировкам для функционирования нужны телефоны, радио, оружие. Заложники используются, в частности, для того, чтобы все это получить", - рассказал недавно один из офицеров американских спецслужб.
Что бы ни являлось предметом торга, уступка шантажу с целью добиться освобождения двух репортеров чревата в будущем еще большей кровью и еще большим хаосом.