"Того" ли человека шотландская юстиция назвала истинным виновником трагедии над Локерби? В Великобритании на сей счет появились сомнения. Новые данные и сенсационное заявление подрывают обоснованность приговора, вынесенного в январе 2001 года ливийцу Абдель Басету Али аль-Миграхи: он был приговорен к 27 годам тюрьмы за убийство 270 человек - 259 пассажиров и членов экипажа самолета компании PanAm и 11 жителей шотландской деревни Локерби.
Аль-Миграхи, агент спецслужб полковника Муаммара Каддафи, всегда настаивал на своей невиновности. Шотландский суд, заседавший в Нидерландах, признал его виновным в проносе в багажное отделение Boeing 747, принадлежавшего компании PanAm, магнитофонной кассеты, начиненной взрывчаткой семтекс и снабженной хитроумным детонатором. Самолет, совершавший рейс по маршруту Лондон - Нью-Йорк, взорвался над шотландской деревушкой Локерби на 38-й минуте полета.
Решающую роль в аргументации обвинения играла научная экспертиза. Алан Ферадей, один из четырех экспертов по взрывчатым веществам, к которым обратилась за помощью юстиция, восстановил устройство адской машины, замаскированной под багаж, по фрагменту проволоки в аудиокассете. Однако "эта решающая деталь - единственная, которая подверглась явной деформации", - говорит Джим Свайр, отец одной из жертв, представлявший сторону потерпевших на процессе по делу Локерби.
Компетентность Алана Ферадея, бывшего сотрудника Королевского научно-исследовательского центра по вооружениям, ставится под сомнение самой юстицией. За семь лет до процесса по делу о трагедии над Локерби председатель Кассационного суда заявил, что этот эксперт не имеет оснований считаться "экспертом по электронике". В двух других случаях (последний из которых относится к июлю этого года) приговоры, вынесенные на основании его экспертных оценок, были отменены.
Заявление одного "высокопоставленного" (хотя и анонимного) полицейского чина, участвовавшего в расследовании, а ныне находящегося на пенсии, усиливает подозрения. По его свидетельским показаниям, переданным через бывшего агента ЦРУ адвокатам аль-Миграхи, американское разведывательное ведомство "написало сценарий" теракта таким образом, чтобы его виновником выглядела Ливия. Деталь, которую Алан Ферадей назвал фрагментом детонатора, говорит он, была "сфабрикована" и "имплантирована" агентами ЦРУ, расследовавшими обстоятельства трагедии.
Почему бывший полицейский чин так долго молчал об этом? С одной стороны, он "боялся, что подвергнется нападкам, если не проявит солидарности". С другой стороны, в момент, когда факт мошенничества стал очевидным, он был "убежден" в том, что "итог процесса уже предрешен".
На вопрос о том, зачем ЦРУ понадобилось сознательно вводить в заблуждение следователей, полицейский ответа не дает. Но деятельность американских агентов действительно вызывает много вопросов. Так, они прибыли на место падения самолета еще до шотландских следователей, чтобы искать улики. Они забрали чемодан одного из погибших американских пассажиров, вынули из него содержимое, а затем вернули - как "вещественное доказательство".
Почему было отдано предпочтение ливийской версии, в то время как имелась вполне правдоподобная версия о причастности к взрыву Народного фронта освобождения Палестины - Генерального командования (организации Ахмеда Джибриля) и стоявшего за ним Ирана? Пока все эти вопросы остаются без ответа. Комиссия по пересмотру уголовных дел, заинтересовавшаяся случаем аль-Миграхи, может инициировать повторное расследование, если придет к выводу, что процесс происходил с нарушениями закона.