Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 сентября 2006 г.

Юрий Зарахович | Time

Русские первыми выстрелили в Беслане?

Во вторую годовщину кровавого захвата школы чеченскими боевиками вышел новый доклад, в котором сказано, что правительство несет долю ответственности за эту трагедию.

В эту пятницу, 1 сентября, исполняется два года с "российского 11 сентября" - чудовищного захвата 1128 заложников в школе Беслана, когда в результате кровавой развязки погибли более 330 человек, большинство из которых - дети. И какой бы горькой ни была эта дата, недавно обнародованные заявления о возможной ответственности и роли России в этом массовом кровопролитии делают ее еще более болезненной.

Новый доклад депутата российского парламента Юрия Савельева противоречит официальной версии трагедии, согласно которой президент России Владимир Путин и его вооруженные силы вообще не планировали штурмовать захваченную школу и вступили в бой только тогда, когда внутри взорвалась бомба террористов. Савельев утверждает, что выстрелы, якобы сделанные российскими спецназовцами в ответ на взрыв, физически невозможно было произвести из точки их предполагаемого размещения. Он настаивает, что правительственные войска выстрелили первыми, используя гранатометы, огнеметы, а затем танки и пулеметы и что в действительности именно первые выстрелы из гранатометов и огнеметов привели к массивному взрыву внутри школы, что спровоцировало последовавшее катастрофу.

Ярый националист и бывший ректор Санкт-Петербургского военно-механического института, Савельев является экспертом по взрывам. (США в 1999 году подвергли Савельева санкциям за то, что он руководил исследованием иранских студентов по щекотливому военному вопросу.) Во время трагедии он был в Беслане, а позднее стал членом официальной парламентской комиссии по расследованию бесланской трагедии, отчет которой еще не обнародован.

Собственный доклад Савельева основан исключительно на его научной квалификации. Он нашел рамы окон и дверей, выбитые наружу на восточной стороне здания школы, а не внутри, на западной, как это должно быть по официальной версии событий. Он также проанализировал природу взрыва в южной части спортзала и обнаружил, что главный взрыв под окном школьного спортзала не мог быть произведен с помощью самодельного взрывного устройства террористов. Он утверждает, что на самом деле ни один из взрывов в течение первых 22 секунд не мог быть произведен из орудий террористов. "Ни одна из официальных версий не подтверждается наукой, - настаивает Савельев. - Они ей попросту противоречат".

Хотя эти заключения весьма тревожны, это не первый случай, когда такие и подобные обвинения выдвигаются против правительства Путина, которое яростно отрицает любые предположения, что могло иметь место нечто отличное от официальной версии. Почти сразу после трагедии адвокаты жертв Беслана выдвинули утверждения, что приоритетом Кремля было уничтожение террористов, невзирая на возможный сопряженный ущерб, и что власти намеренно сорвали переговоры и начали штурм.

Действительно, всего через несколько дней после бесланской трагедии Ахмед Закаев, тогда главный представитель чеченских сепаратистов в Лондоне, сказал в телефонном интервью журналу Тime, что 2 сентября лидер боевиков Аслан Масхадов (убитый российским спецназом в марте 2005 года) велел сделать ему все возможное для спасения детей. Закаев сказал, что они оба были "в ужасе от этого зверства". Хотя Масхадов и Закаев не входили в группировку, которая подготовила операцию по захвату школы, они обладали достаточным авторитетом и весом, чтобы приказать террористам выпустить заложников в обмен на возможность беспрепятственно уйти.

В то время Закаев сообщил, что он находился на связи с тогдашним президентом Северной Осетии Александром Дзасоховым, который возглавлял кризисную группу в Беслане. Они почти сформулировали детали плана по приезду в Беслан Масхадова и Закаева, которые должны были помочь освободить заложников. Действительно, незадолго до начала штурма Дзасохов сказал родственникам заложников, что штурма не будет и кризис удастся разрешить без применения силы. Однако подобный исход легитимизировал бы Масхадова и снискал бы симпатии к нему в России и за рубежом, что никак не могло понравиться Путину.

"Существовала другая, настоящая кризисная группа, - объясняет журналистка "Новой газеты" Елена Милашина, осуществившая блестящее расследование по Беслану. - Ее из Москвы возглавляла ФСБ, которая с самого начала готовила штурм. Освобождение заложников путем переговоров не входило в их программу, установленную Кремлем".

Доклад Савельева подтверждает, как сказала по телефону Тime в среду утром сопредседатель комитета "Голос Беслана" Элла Кесаева, "что власти не менее виновны в гибели наших детей, чем террористы", потому что штурм, начатый по приказу Кремля, положил конец процессу переговоров, который вполне мог помочь освободить заложников. "Путин убил наших детей и использовал эту бойню, чтобы установить единоличное правление в этой стране".

И правда, всего через 10 дней после бесланской трагедии Путин выступил с заявлением, которое было призвано внести резкие изменения в уклад жизни страны. Россия находится в состоянии войны с террористами, сказал Путин, упомянув "скрытых врагов" и угрозу целостности государства. Он заявил о намерении мобилизовать страну на ответный удар в этой тотальной и жестокой полномасштабной войне и установить систему управления кризисными ситуациями, которая должна подразумевать принципиально новый подход к правоохранительным органам.

Новая программа Путина включала в себя отмену всенародных выборов региональных губернаторов, предоставление возможности участия в парламентских выборах только горстке избранных, жестко контролируемых партий и учреждение так называемой Общественной палаты в качестве символического, контролируемого Кремлем голоса гражданского общества.

Через два года Путин полностью завершил внедрение программы, описанной после бесланской трагедии: парламент ему полностью послушен. Он запугал СМИ. Он твердо взял под контроль основные нефтяные и газовые богатства России. Он подчинил регионы и усилил власть ФСБ. Несмотря на все это, сообщения о террористических взрывах и перестрелках превратились в каждодневную обыденность.

Руководитель комиссии по расследованию бесланской трагедии и вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин сказал агентству "Интерфакс": "Савельев является членом нашей комиссии, и мы рассмотрели его мнение. Однако мы его отклонили, так как факты, которые он приводит, неубедительны".

Кесаева не питает надежд, что власти примут доклад Савельева. "Они опорочат его, как они опорочили всех нас за то, что мы не умерли вместе со своими детьми", - говорит она. Тем не менее она верит, что однажды "российским представителям власти, виновным в Беслане, придется за это ответить".

Источник: Time


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru