Следствие по делу о захвате террористами школы в Беслане 1 сентября 2004 года затягивается, виновные до сих пор не установлены, пишет Никита Робер в статье, опубликованной в газете Tribune de Genève.
"Впервые, 10 лет спустя после захвата заложников в школе Беслана, Илона не пойдет в школу, где произошли события, повлиявшие на ее жизнь. Там 1 сентября 2004 года террористы взяли в заложники около тысячи человек - детей, учителей и родителей. Между двумя баскетбольными корзинами в этом обычном школьном спортивном зале были подвешены гранаты и бомбы", - повествует автор.
"Я находилась рядом на третий день, когда произошел взрыв", - спокойно говорит Илона, 18-летняя красивая девушка. Она получила серьезное ранение в голову, следы которого теперь едва видны на ее лице после многочисленных хирургических операций. Это жизнерадостная девушка, взгляд которой блекнет, когда они вспоминает погибших в школе маму и брата", - пишет Робер.
"Как и большинство бывших детей-заложников, Илона не слишком интересуется расследованием тех событий. По словам Сусанны Дудиевой, председателя комитета "Матери Беслана", расследование позволило приговорить к пожизненному заключению лишь одного оставшегося в живых террориста. Но следователи не прояснили обстоятельств финального штурма российских сил, главной целью которых была ликвидация террористов, а не освобождение детей. В итоге 334 убитых, из которых 186 - дети, - напоминает автор. - Родители хотят установить причину первого взрыва, послужившего началом хаотичной развязки. Был ли он спровоцирован выстрелом снайпера, или российские силы использовали огнеметы, а затем танки?"
Следователи тянут время и не дают конкретных ответов. Ни один из руководителей штурма - ни здесь, ни в Москве - не был привлечен к ответственности, обличает Сусанна Дудиева. Она связывает последние надежды с иском, представленным в Европейский суд в Страсбурге. "Террористы виновны. Но и власти, Путин, нас не защитили. Президент должен был приехать на место, когда был осуществлен захват заложников", - заявляет Дудиева.
"Илона в этот понедельник начнет учебу в Высшей школе экономики в Москве. 10 лет спустя после захвата заложников в Беслане начинается ее по-настоящему новая жизнь, вдали от школы и ее детства", - заключает автор статьи.