Мы называем их "альянсами", но это не больше чем коммерческие соглашения, связавшие европейские воздушные компании в четыре блока, возглавляемые самыми крупными перевозчиками: Oneworld (British Airways), Star Alliance (Lufthansa), Skyteam (Air France и Alitalia), Qualiflyer (Swiss). Но картина, как кажется, вскоре может перемениться. Началось медленное движение по направлениям, определенным Европейским союзом, заинтересованном в создании условий для консолидации через сплочение вокруг трех, максимум, четырех компаний. Эта консолидация может оказаться спасательным кругом для отрасли, переживающей глубокий кризис. Речь, прежде всего, идет о кризисе в национальных авиакомпаниях. Так, в пятницу было принято решение о рекапитализации компании Alitalia на 907 миллионов, а вчера - Swissair, погрязшая в долгах, "умерла" и возродилась под именем Swiss. Но этот процесс наталкивается на сопротивление: "Правительства европейских стран всегда выступали против того, что может представлять угрозу для существования национальных авиаперевозчиков", - отметил Род Эддингтон, представитель British Airways. Пример - союз Air France и Alitalia, парафированный в июле прошлого года.
Не исключено, что в июне две авиакомпании осуществят как взаимный обмен акциями (не более 3%), так и обмен представителями в соответствующих административных советах. Несмотря на значение, придаваемое этому процессу правительствами двух стран, союзники до сих пор не приступили к осуществлению программ, одобренных в июле 2001 года. В частности, вступление Air France во владение 14% акций Alitalia так и осталось неосуществленным. Понятно, что Air France на данном этапе ждет результатов инициатив, предпринятых итальянским правительством по спасению национальной авиакомпании. Но если такая ситуация сложилась в Skyteam, то в Oneworld дела сдвинулись с мертвой точки. KLM и British Airways достигли соглашения о разделе рейсов. Но и в этом случае голландцы, которым удалось преодолеть кризис без посторонней помощи, дали понять, что могли бы действовать самостоятельно еще "два или три десятилетия". В такой же благоприятной ситуации пребывает и испанская Iberia: в 2001 году компания сохранила положительный баланс в 50,2 миллиона евро, несмотря на падение в 75%. Испанское правительство прилагает усилия к созданию вокруг компании благоприятного климата.
В Star Alliance, возглавляемый Lufthansa, входит и Sas. Представители руководства скандинавской авиакомпании, завершившая 2001 год с самыми низкими результатами за всю историю своего существования, завили о намерении сохранять независимость внутри альянса. Однако свое слово могут сказать и акционеры: если правительство Швеции решило сохранить свою квоту в SAS, то правительства Дании и Норвегии могут отказаться от своих пакетов в 14,3%.
Большие изменения ожидаются в Qualiflyer. Swiss, как кажется, намерена перейти в Oneworld. Узнав о планах бельгийской Dat, новая Sabena прервала переговоры о слиянии с Virgin. После провала переговоров с австралийским консорциумом Ias греческая Olympic пока не пристала ни к одному из "берегов".