"Не сомневайтесь, иракская госбезопасность уже знает, что вы вошли к нам. Перед нашим зданием всегда можно увидеть одного ? двух мойщиков машин. Это шпионы Саддама". Подобно этой женщине, директору школы, население научилось жить бок о бок с "большими ушами" раиса, которых очень много среди 22 миллионов иракцев. В конце концов они замолчали.
Сеть агентов, имеющихся во всех слоях общества, ? один из секретов жизнеспособности режима Саддама. Этим во многом объясняется невозможность для иракцев восстать против того, кого они продолжают ненавидеть, как и раньше. С приближением войны этот жесткий контроль был еще больше усилен.
Как? Путем внедрения агентов секретной полиции (Мухабарат) в широкие слои населения, чтобы помешать радушной встрече англо-американских солдат. Раздачей им легкого оружия ? автоматов Калашникова и гранатометов РПГ ? для борьбы с оккупантами, когда они появятся на столичных улочках. Наконец, установлением жестких ограничений на выезд за пределы Багдада.
Созданные в 70-е годы при участии бывшего КГБ и "Штази", спецслужбы Саддама усвоили уроки своих советских и восточногерманских учителей. Органы безопасности строятся по пирамидальному принципу. На уровне улицы за населением следит низовая ячейка баасистской партии, состоящая из нескольких активистов. Каждый иракец, селящий у себя иностранца, должен сообщить об этом в полицию. Любое подозрительное поведение влечен за собой донос. Среднее звено составляют руководители квартальных парторганизаций. Информация должна быстро доходить до верхушки пирамиды.
Саддам Хусейн очень бдительно следит за армией, которая регулярно устраивает против него заговоры. Один из главных инструментов, имеющихся для этого в его распоряжении, ? военное бюро партии Баас. Возглавляемое его младшим сыном Кусеем, но подчиняющееся непосредственно раису, это бюро следит за офицерами. Это своего рода троянский конь, внедренный в армейскую среду.
Члены военного бюро, будучи гражданскими лицами, являются политкомиссарами, наподобие тех, которых Троцкий насаждал в 20-е годы в Красной Армии. Угрожая репрессиями, они сыграли важную роль в начале конфликта, не допуская сдачи солдат в плен, особенно на юге страны.
Сопротивление режима стало неожиданностью для Запада. Однако Саддам уже более двадцати лет умело обеспечивает свое политическое выживание в борьбе с внутренними и внешними врагами. С середины 70-х годов, еще до того как стать президентом Республики, Саддам продвигал на высокие чины офицеров из своего клана ? тикрити. Все заговоры против него раскрывались один за другим.
Саддам никогда не испытывал недостатка в идеях, когда ему нужно было усилить свою власть над иракской улицей. Сегодня он играет на патриотическом порыве перед лицом англо-американских "захватчиков" и призывает на выручку племена, принадлежность к которым подчеркивает.
Раис живет в условиях постоянной конспирации. Переговоры между политическими руководителями и генералами прослушиваются сотрудниками Мухабарат. Если его кто-то и предаст, то это будет только человек из его окружения, член его клана.
В 1979 году тайную полицию возглавил Барзан, одни из его молочных братьев. Сегодня это его двоюродный брат Абдель Таваб Мулавейш. Еще один его двоюродный брат, Таха Хамуд, любитель женщин и виски, до своей смерти в конце 2002 года был его "оком" в важнейшем ведомстве ? министерстве нефти.
"После ЦРУ, бывшего КГД и МОССАД иракская разведка является лучшей в мире", ? признает руководитель иорданской спецслужбы, который обеспокоен возможностью дестабилизации хашимитского королевства в результате действий иракской агентуры. Среди 4?5 тысяч иракцев Аммана, вернувшихся в последние дни в Ирак, чтобы защищать свою страну, некоторые, возможно, выполняли инструкцию Багдада. Не все из них уехали по собственному желанию, чтобы быть вместе со своими семьями во время военных действий. Среди иракской диаспоры в Иордании (около 300 тысяч человек) есть немало платных агентов иракского режима.
Другим агентам уже давно удалось внедриться в ряды иракской оппозиции в Лондоне. Третьи действуют среди иракских курдов. Не говоря уже о многочисленных журналистах и политиках из соседних арабских стран, которых Саддам подкупил с помощью нефтедолларов.
Никому не укрыться от всевидящего ока власти. Даже иностранным дипломатам, работающим в Багдаде. Один из них, вернувшись вечером из Басры, обнаружил, что в его комнате горит свет. Иракские сотрудники дипломатических представительств проходят регулярный "инструктаж" в тайной полиции. То же касается и сотрудников агентств ООН. Проникнув в компьютерную сеть одного из них, агентам Саддама удалось раскрыть часть ооновской "кухни" в Ираке.
Так, чтобы разоблачить "шпионов" ? инспекторов ООН по разоружению, иракские агенты проверяли в интернете, публиковался ли тот или иной эксперт в научных журналах. Не случайно власти запретили сотрудникам ООН селиться в частных домах, потребовав, чтобы они жили в гостинице. "На последнем этаже отеля "Рашид", ? рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник Мухабарат, живущий сегодня за пределами Ирака, ? группы агентов тайной полиции, владеющих иностранными языками, прослушивают телефонные разговоры всех обитателей багдадских гостиниц".
Под особым надзором ? иностранные журналисты. "Режим верен советской концепции взаимоотношений с неарабской иностранной прессой, ? поясняет бывший член руководства партии Баас. ? Багдад рассматривает их всех как агентов западного империализма. Когда иракцы их принимают у себя, они хотят их контролировать".