Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 апреля 2003 г.

Торстен Шмитц | Süddeutsche Zeitung

Инкогнито во враждебной стране

Израильский репортер вместе с двумя коллегами пробрался в Ирак и находился там до тех пор, пока его не схватили и не выдворили американцы.

Отпущенный из Ирака пленник в понедельник утром сидит в уличном кафе в Тель-Авиве и сияет, как на рекламе зубной пасты. Дан Шемама вдыхает вновь обретенный воздух свободы, наслаждается первой за десять дней чашкой кофе эспрессо и внезапной славой, о которой свидетельствуют постоянные звонки его сотового телефона. Звонят чуть ли не со всего мира, и каждый хочет знать, каково было журналисту в американском плену.

Арест Шемамы в районе между иракскими городами Кербела и Неджеф в последние дни сильно поднял рейтинг первой программы израильского телевидения после того, как израильтяне уже успели утратить жгучий интерес к войне в Ираке. Популярная газета "Маарив" в выходные уже шутила, что война в Ираке стала слишком скучной.

Дан Шемама, 55-летний редактор новостной передачи "Мабат", две недели назад ощущал то же самое. День за днем он просил телевизионное начальство разрешить ему поехать в Кувейт. После некоторого сопротивления ? приводились возражения экономического характера ? это ему было позволено. Так известный всей стране журналист с 5000 долларами и вторым (французским) паспортом отправился в непростую поездку в Кувейт, границы которого закрыты для евреев и израильтян и откуда нельзя позвонить в Израиль.

Дав самому себе клятву не говорить при посторонних на иврите, Шемама прибыл в эмират. В отеле Moewenpick он настолько зарвался, что оплатил ужин при помощи своей израильской кредитной карточки, и официант этого даже не заметил. Каждый вечер около девяти часов в домах израильтян раздавался голос Дана Шемама, который звонил из Кувейта по спутниковому телефону. Однако в прямом эфире не было его лица, так как иначе в нем легко можно было изобличить израильтянина.

Однако Шемама не считал сенсацией свое пребывание в городе Кувейт. Неведомые силы влекли его в Багдад. Он мечтал о том, чтобы в качестве первого и единственного израильтянина давать репортажи из иракской столицы. И он на свой страх и риск вместе с другим израильским и одним португальским журналистом на джипе, взятом напрокат, направился в сторону иракской границы. Правда, американские военные отказали ему в "прикомандировании" к передовым частям, но выдали общую аккредитацию, действительную, разумеется, только для Кувейта. Это разрешение, а также предоставление солдатам на блокпосту своих телефонов для бесплатных звонков матерям и подругам в США позволило трем журналистам ступить на иракскую землю. Ночью Шемама отправлял свои материалы в Израиль, а днем с коллегами сопровождал американских и британских военных.

Телезрители не узнавали от Шемамы ничего грандиозного, только мелкие, но много говорящие подробности. Он рассказывал об американских солдатах, которые боятся Багдада, и об иракцах в Басре, которые уже несколько дней живут без свежей воды. Однако в последнее воскресенье обман единственного независимого журналиста, работавшего в Ираке, был раскрыт. В шесть утра в 120 километрах южнее Багдада двадцать солдат под руководством одного из американских командиров наставили свое оружие на трех спящих журналистов и взяли их в плен. Обвинение гласило: терроризм и шпионаж. Якобы эта троица постоянно передавала иракцам сведения о дислокации военных подразделений коалиции. Их положили лицом в песок и подвергли личному досмотру. "Мы чувствовали себя как палестинцы в руках израильских солдат", - рассказывает Шемама. Все попытки убедить солдат в свой невиновности оказались тщетными.

72 часа они просидели в своем джипе под охраной американских военных, которые не спускали с них глаз. Через 24 часа португалец вышел из джипа и попросил солдат разрешить ему позвонить жене в Лиссабон - за это ему переломали ребра, сообщает Шемама. Солдаты избивали его ногами в течение получаса. Один из американских командиров обосновал эти действия следующим образом: "Не двигайтесь. Мои солдаты ? как собаки: они выдрессированы, чтобы убивать". Есть им не давали, командир сказал: "У нас не хватает еды для собственных солдат". Воду демонстративно предлагали местной собаке. Шемама говорит: "Американцы не желают, чтобы репортажи с войны делали независимые журналисты". А все "прикомандированные" репортеры, по его словам, ? это американские марионетки, и все они сообщают "одно и то же: ничего".

Через 72 часа после ареста одиссея троицы завершилась в Кувейте, куда их доставили вертолетом США. Они должны были забрать свои вещи из гостиницы и немедленно покинуть эмират. Тем временем израильское министерство иностранных дел уведомило Пентагон о пропавших без вести репортерах. Уже в первый вечер по возвращении в Израиль Дан Шемама, не успев принять душ и толком причесаться, сидел в телестудии и рассказывал о том, как он побывал в плену.

В конце нашей беседы у Шемамы вновь зазвонил телефон. Это был израильский президент Моше Кацав собственной персоной. Он выразил радость, что репортер вернулся живым и невредимым. Так или иначе, хорошо, что "американцы тебя поймали и выдворили из Ирака. Дан, Багдад ? это слишком опасно".

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru