Защитные меры восходят к временам администрации Клинтона
Несмотря на официальные заявления о том, что до 11 сентября у США не было причин подозревать, что авиалайнеры могут использоваться как оружие, имеются новые свидетельства того, что федеральное правительство несколько раз разрабатывало меры по защите некоторых мероприятий от атак именно такого рода.
Среди этих мероприятий - Олимпийские игры 1996 года и инаугурация президента Буша в 2001-м. Как раз во время терактов 11 сентября разрабатывались меры специальной защиты зимней Олимпиады 2002 года в штате Юта, утверждают официальные источники.
Возникают новые вопросы, отчасти связанные с выходом книги бывшего сотрудника Совета национальной безопасности Ричарда Кларка, о том, почему администрация Клинтона в конце 1990-х годов не сумела осуществить предложение по расширению этих мер, с тем чтобы защищать воздушное пространство над Вашингтоном на постоянной основе.
Как явствует из книги Кларка и интервью с другими бывшими федеральными чиновниками, план пошел ко дну потому, что его реализации мешали федеральные агентства, помощь которых была необходима. Однако после 11 сентября план по постоянной защите Вашингтона реанимировали и ввели в действие в январе 2003 года, заявил пресс-секретарь министерства внутренней безопасности.
Члены независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября говорили в интервью, что они пристально изучают вопрос о том, почему риск атак с воздуха не привел к мерам по защите от подобных терактов.
После терактов представители администрации Буша говорили, что не получали от разведывательных служб предупреждений по поводу применения подобной тактики.
Однако с середины 1990-х годов разведка несколько раз передавала информацию по поводу такой возможности, включая сведения о планах "Аль-Каиды" использовать пассажирские самолеты как оружие смертников.
В результате Совет национальной безопасности разработал стратегию защиты воздушного пространства во время таких мероприятий, как Олимпийские игры 1996 года в Атланте. Предлагаемые меры включали в себя закрытие воздушного пространства в месте события для полетов гражданской авиации, объявление повышенной готовности для истребителей ВВС, развернутых на ближайшей авиабазе, и патрулирование воздушного пространства силами Таможенной службы США на самолетах, вертолетах Black Hawk и самолете, оснащенном специальной радиолокационной системой.
План использовался во время второй инаугурации Клинтона в 1997 году, празднования 50-летия НАТО в Вашингтоне в 1999 году, съездов республиканцев и демократов в 2000-м и инаугурации Буша в 2001 году. План стал секретной "президентской директивой" после того, как в 1998 году его подписал Клинтон. О его использовании не писали, чиновникам было запрещено о нем говорить.
В 1995 году Белый дом начал получать от разведчиков информацию, свидетельствующую о том, что террористы планируют теракты с использованием захваченных самолетов. Разведывательные службы связывали эти планы с "Аль-Каидой".
Расследование, проведенное обеими палатами конгресса в декабре 2002 года, установило, что с середины 1990-х годов члены Совета национальной безопасности США получали предупреждения о том, что смертники могут использовать захваченные самолеты.
В 2002-м советник по национальной безопасности Кондолиза Райс подтвердила, что разведывательные службы США сообщали о возможности подобных терактов, направленных против Буша и других лидеров в июле 2001 года, во время саммита "большой восьмерки" в Генуе. Власти Италии тогда закрыли местный аэропорт, ограничили полеты над городом и развернули вокруг него ракеты поверхность-воздух.
На заседании комиссии по расследованию событий 11 сентября один из ее членов, Ричард Бен-Венисте, сказал, что идея нанесения удара самолетом по знаменитому зданию встречалась и в художественной литературе. Он упомянул вышедший в 1994 году бестселлер Тома Клэнси "Долг чести", где захваченный самолет врезается в Капитолий.
Сигналы предупреждения
Доклады разведок о возможности терактов с использованием самолетов в 1990-е годы
1994 год. Угроза Эйфелевой башне. "Алжирская вооруженная исламская организация захватила самолет Air France и угрожала врезаться в Эйфелеву башню".
1995 год. Заговор Божинки по взрыву американских самолетов над Тихим океаном. "Сообщник Рамиза Юсефа рассказал филиппинской полиции (и ФБР), что одним из вариантов было нанесения удара самолетом по штаб-квартире ЦРУ".
1996 год. Иранский заговор по организации катастрофы японского самолета над Израилем. "Пассажир сядет в самолет на Дальнем Востоке, захватит командование, прикажет лететь на Тель-Авив и устроит катастрофу над городом".
1998 год. План террористов, связанных с "Аль-Каидой", нанести удар по Всемирному торговому центру. "Группа, связанная с "Аль-Каидой", намеревалась захватить иностранный самолет, загрузить его взрывчаткой и врезаться в здание Всемирного торгового центра".
1999 год. Доклад Федерального аналитического управления. "Террористы-смертники могут устроить авиакатастрофу, в результате которой самолет упадет на Пентагон или Белый дом.