Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 апреля 2013 г.

"Три события недели: смерть Бориса Березовского в Лондоне, обыски в некоммерческих организациях и не совсем добровольный уход сенатора из верхней палаты российского парламента. Совпадение случайно, но его можно истолковать как символическое окончание двух действовавших параллельно общественных договоров, характеризовавших Россию с момента первого избрания Владимира Путина на должность президента", - пишет Райнхард Везер на страницах Frankfurter Allgemeine Zeitung.

"Предпосылкой для действия обоих неписаных соглашений были черные для России девяностые годы. Их демоном был Борис Березовский", - продолжает автор. "Он был замешан в кровавых войнах за предприятия более открыто, чем другие олигархи, но в первую очередь он активнее всех остальных вмешивался в политику. Если его конкуренты в первую очередь стремились добиться прибылей благодаря близости к власти, то ему была важна сама власть", - пишет Везер.

После попытки "приватизации власти" "серым кардиналом Кремля" первые годы путинского правления были отмечены возвращением власти в руки государства, продолжает Везер. "Путин обещал россиянам, что государство снова будет исполнять элементарные функции, от исполнения законов до выплаты пенсий. Успех, сопутствовавший ему благодаря ценам на нефть, обеспечил его власти легитимность. Между ним и народом установился негласный договор: безопасность и скромное благосостояние в обмен на отказ от политической активности", - пишет автор статьи. При этом Березовский "исполнял важную функцию" врага номер один и служил для дискредитации критиков.

"Помимо путинского пакта с населением был еще один - с элитами: лояльность в обмен на лицензию на обогащение. Большинство олигархов девяностых годов по-прежнему отлично ведут дела; к ним добавились новые из окружения Путина", - отмечает Везер. "Судьба Березовского и Ходорковского демонстрировала, что угрожает тем, кто нарушит правила".

Пакт Кремля с населением начал ветшать во время правления Дмитрия Медведева, а поворотным пунктом явились лесные пожары 2010 года, продолжает Везер. Государство не справилось с борьбой с огнем, и "выяснилось, что власти не сдержали свою часть договора". Девяностые не могли более оправдывать существующее положение за давностью лет, а Березовский уже не мог исполнять роль пугала, потому что поиздержался, пишет Везер.

На протесты против фальсификации думских выборов Кремль отреагировал репрессиями, и сейчас действия против фондов и других представителей гражданского общества, "по-видимому, представляют собой попытку сломать хребет всем движениям общества, неподконтрольным Кремлю".

"Одновременно Путин стремится к новой легитимации. Во-первых, он пытается настроить жителей промышленных городов и сельской местности против либерально-демократического движения мегаполисов при помощи антизападной риторики. Во-вторых, он взялся за одну из центральных тем оппозиции: борьбу с коррупцией. Ради этого Путин разорвал старый договор с элитами: лояльность перестала быть гарантией беспрепятственного ведения дел", - продолжает Везер. Так, на прошлой неделе сенатору Сергею Малкину пришлось уйти: его подвела недвижимость в Майами. "В России снова меняются неписаные правила игры за власть и выгодные позиции. Как они в конечном итоге будут выглядеть, по-видимому, пока не знает никто из участников", - заключает Везер.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru