Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 августа 2003 г.

Кевин Шорт | Yomiuri

Прежде чем есть рыбу, не забудьте поблагодарить бога Эбису

Много лет назад мне довелось довольно долго прожить в крошечном рыбацком поселке на Хоккайдо на берегу Японского моря. И хотя главной целью моего исследования было использование морских ресурсов, живя и работая с рыбаками, я поневоле увлекся изучением их обычаев и традиций, что относится к области классической этнографии.

С тем временем у меня связано множество самых теплых воспоминаний: это и ловля радужного кальмара глубокой ночью, и плавание на лодке с одним веслом, как это было принято тогда на Хоккайдо, и, конечно, веселье по случаю хорошего улова лосося и камбалы. Но самым ярким воспоминанием остается ежегодный деревенский праздник.

Поселок, в котором я жил, был одним из тысяч рыболовецких хозяйств, растянувшихся вдоль побережья японских островов. Все рыбацкие суда были очень маленькими и управлялись самими владельцами. Некоторые приладили к своим судам каюты и встроенные двигатели, однако в основном это были открытые ялики с навесными моторами. Дома на берегу крошечной бухты, стиснутой с обеих сторон крутыми берегами, тесно лепились друг к другу. Бетонные волнорезы обеспечивали судам безопасную стоянку.

Позади поселка, на вершине крутого холма, возвышающегося над домами и портом, стоял маленький синтоистский храм. В нем проживало местное божество, которое заботилось о жителях поселка. И, как это принято во всем мире, рыбаки были всецело преданы своему защитнику и покровителю. Перед выходом в море на лов рыбы самым главным занятием была молитва о ниспослании удачи и хорошей погоды. Ведь миграция рыбы не всегда совпадает с намеченным рыбаками маршрутом. Непогода может удерживать лодки в порту в течение нескольких дней, а внезапное изменение направления ветра - не только уничтожить сети рыбака и его лодку, но и лишить его жизни.

Рыбаки постоянно обращались к местному божеству с просьбой дать им хороший улов и охранять их в открытом море. Раз в год, в начале лета, рыбаки устраивали большой праздник в честь своего божества. Утром в назначенный день все жители поселка собирались в храме. Синтоистский священник совершал у алтаря особый обряд, плотно закрыв белый занавес, отделяющий алтарную часть от общего зала. Он бережно переставлял священные предметы с алтаря в маленький переносной храм, называемый "микоси". Главным священным предметом всех синтоистских храмов является камень из яшмы или зеркало. Поскольку в эти предметы вселяется божество, смотреть на них запрещено.

"Микоси" представляет собой богато украшенный деревянный алтарь, к основанию которого с четырех сторон прикрепляются длинные шесты. После того как священный предмет, олицетворяющий божество, помещен внутрь алтаря, молодые люди поднимают "микоси" и несут его на плечах. Главная цель праздника заключается в том, чтобы доставить божеству удовольствие и обеспечить "приятное путешествие" по поселку или городу, о котором он заботится.

Алтарь "микоси" - достаточно тяжелый, и, чтобы его поднять, требуется несколько десятков человек. Участники процессии медленно движутся вперед, танцуя и раскачивая "микоси". Иногда процессия движется зигзагами по улицам, иногда только спускается и вновь поднимается на холм, где расположен храм. По пути наша процессия останавливалась и устраивалось угощение, приготовленное из недавно выловленных кальмаров и рыбы, которое обильно запивалось холодным пивом или сакэ.

К полудню мы уже не чувствовали ног от усталости, на плечах выступали огромные синяки. Однако мы продолжали наш путь. Пот, пиво и сакэ, свист и звон колокольчиков ? и над всем этим царил дух товарищества и единения, вводящий участников в транс. Прилив нашей энергии был настолько высок, что пожилые люди уже с трудом поспевали за движением "микоси". На своем пути мы сбили сотни черепичных брусков с крыш домов, а телефонные будки падали на землю, как спички.

В итоге мы совершили обход всего поселка, а затем вернулись в храм, где священный предмет вновь был водружен на свой алтарь. Затем мы отправились в кооператив местных рыбаков, где нас ждал обильный праздничный обед, после чего состоялось состязание по борьбе сумо. На следующий день я испытывал ощущение, будто по мне прошлось стадо бизонов.

Божество, обитавшее в храме рыбацкого поселка, было синтоистским богом Эбису. Обычно он изображается в виде здорового веселого парня с рыбацкой сетью в одной руке и с огромным красным морским лещем ("мадаи") под мышкой другой руки. Однако Эбису не всегда был таким красавцем. Согласно японской мифологии, он родился настолько уродливым, что даже был брошен своими родителями.

Как повествует самая древняя японская хроника "Кодзики", перед тем как породить японские острова, бог Идзанаги и богиня Идзанами танцевали вокруг священного столба, двигаясь в противоположном направлении. Когда они встретились, Идзанами воскликнула: "О, какой красивый парень!" "О, какая красивая девушка! " - ответил Идзанаги. Затем они соединились и стали ждать рождения первого острова. Но поскольку Идзанами, будучи женщиной, первая заговорила с мужчиной и тем самым нарушила правила приличия, то в наказание вместо острова она родила уродливого ребенка. Боги вновь повторили обряд, но на этот раз бог Идзанаги первым обратился к своей супруге. Теперь обряд был выполнен по всем правилам, и Идзанами родила восемь японских островов. А своего первенца боги поместили в тростниковую лодку и отправили плыть по течению.

Брошенное родителями божество, которое назвали "хиру-ко" ("дитя пиявки"), в одиночестве скитался по морям. Но всякий раз, когда волны выбрасывали его на берег, он приносил большую удачу местным рыбакам. В итоге уродливое "дитя пиявки" превратилось в почитаемого всеми бога Эбису.

И даже сегодня Эбису является одним из самых популярных божеств - хранителей синтоистского пантеона и особо почитается рыбаками. Вы встретите его статуи и храмы, выстроенные в его честь, в каждой, даже самой маленькой рыбацкой деревне. И каждый год японские рыбаки устраивают праздник, отправляя своего покровителя в веселое путешествие.

Так что, прежде чем есть рыбу, не забудьте поблагодарить бога Эбису за его дар.

Источник: Yomiuri


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru