Представители Британии и США поддерживают план, согласно которому бывшему президенту Югославии Слободану Милошевичу, которого в настоящее время судят за военные преступления, разрешат отбывать наказание в России.
Это даст 63-летнему Милошевичу, у которого слабое здоровье, возможность провести остаток своих дней неподалеку от жены, Мирьяны Маркович, которая живет в пригороде Москвы.
У брата Милошевича Борислава, бывшего посла Югославии в России, квартира в том же комплексе. Полагают, что печально известный сын Милошевича Марко скрывается в России.
Суд над Милошевичем за военные преступления в Косово и Хорватии и геноцид в Боснии продолжается уже четвертый год в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге. Юристы полагают, что он продлится еще как минимум полтора года.
Сообщение о том, что Милошевич будет содержаться в привилегированных условиях в России, "традиционной православной союзнице Сербии", возмутило родственников многочисленных жертв его режима.
Однако в западных столицах, которые обеспечивают бюджет трибунала, превысивший в этом году 100 млн долларов, с тревогой ждут окончания суда над Милошевичем. Там полагают, что он вряд ли будет обжаловать приговор, если его отправят в Россию.
"Впервые он попросил об этом два года назад, и эту идею отвергли, - сообщил источник, близкий к переговорам в Белграде. - Но за прошедшие 15 месяцев состоялись новые переговоры, и британцы с американцами без особого шума согласились на это. Они хотят покончить с этим делом".
Близкий друг семьи Милошевича, регулярно посещающий его в тюрьме, заявил, что бывший президент считает, что договоренность достигнута и одобрена президентом России Владимиром Путиным.
Даже если Милошевича осудят только за преступления против человечества, он, вероятно, будет приговорен как минимум к 20 годам заключения.
Десять стран - Британия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Германия и Дания - уже приняли заключенных, присланных из Гааги. Источник в трибунале заявил, что к этому списку может добавиться Россия. "Ничто этому не мешает, - сказал он. - Это часть обычных переговоров".
Источник назвал план "осуществимым и разумным", но добавил, что суд потребует от России гарантий, что тюрьма, где будет содержаться Милошевич, соответствует международным стандартам. "Мы также хотим удостовериться в том, что его не освободят по медицинским или иным соображениям через пять дней", - сказал он.
Судьи трибунала и раньше удовлетворяли пожелания осужденных. Бывший президент Сербской Краины Биляна Плавшич отбывает 11-летний срок в шведской тюрьме. К ней отнеслись благосклонно, так как она помогла международным структурам вывести разыскиваемого трибуналом Радована Караджича из боснийской политики.
Самый знаменитый из осужденных, боснийский генерал Радислав Крстич, приговоренный к 46 годам за геноцид, отбывает наказание в британской тюрьме, назвать которую МВД страны отказалось.
Жертвам жестокого режима Милошевича перспектива того, что он окажется в комфортабельной камере недалеко от своих родственников, кажется оскорбительной.
"Для тех, кто потерял своих близких, это оскорбление, - заявил Арсим Герджалиу, албанский криминалист, работающий в Управлении по делам пропавших без вести в Косово. - Это очень плохо. Люди пока доверяют Гааге, но если так пойдет и дальше, они утратят доверие".
Мунира Субашич из Боснийского движения матерей Сребреницы и Зепы заявила, что она и другие вдовы оказываются "двойными жертвами".
"В данном случае Гаага не имеет права говорить о справедливости, - сказала она. - Это ужасно. Лучше бы им закрыться".
Дипломаты, знакомые с делом, заявили, что, поскольку 17 подозреваемых остаются на свободе, у трибунала, от которого требуют завершить работу к 2008 году, нет большой свободы действий.
"Как бы отвратительно это ни выглядело, есть люди, относящиеся к этому как к шахматной партии: ты заключаешь сделку и получаешь то, что хочешь, - заявил один из источников. - Дело не в правозащитных организациях. Это возможность сделать свое дело и уйти".
Аналогичную точку зрения высказал российский дипломат: "Это устроит Милошевича, так как он будет чувствовать, что отбывает наказание в дружественной стране, а Запад наконец сможет поставить точку в этой эпопее. Все это тянется слишком долго".
Советник премьер-министра Сербии подтвердил, что переговоры с представителями Британии и США действительно велись, но пресс-секретарь британского МИДа заявила, что ничего о них не знает.
"Результат суда - дело судей, - сказала она. - Мы не заключаем сделки".