Нападения на иностранных журналистов: дипломаты ведут переговоры в Китае - в том числе заботясь о свободном освещении событий вокруг Олимпиады-2008
Какие препятствия или опасности поджидают иностранных журналистов, которые будут освещать Олимпийские игры в Пекине в 2008 году? Дипломатов и журналистов очень беспокоит этот вопрос. Причиной тому стали случаи, когда западные журналисты становились объектом агрессии или подвергались временному задержанию и притеснениям со стороны китайских спецслужб.
Федеральное правительство Германии в настоящее время пытается обговорить с коммунистическим руководством в Пекине возможность улучшения условий для работы немецких и иностранных журналистов в Китае. Райнер Шлагетер, руководитель отдела коммуникаций при МИДе в Берлине, вел недавно в Пекине переговоры по этому вопросу. Причиной, по которой немецкий дипломат прибыл в китайскую столицу, стало письмо аккредитованного в Пекине корреспондента, в котором он просил помощи у министра иностранных дел Франца-Вальтера Штайнмайера. Кроме того, речь шла и о Фу Сяньцае. Китайский активист был так сильно избит неизвестными после того, как дал интервью телеканалу ARD, что его частично парализовало. Власти, однако, хода этому делу не дали.
Избит полицейскими
Случаи избиения и притеснения иностранных журналистов в Китае происходят все чаще. "Зачастую иностранных журналистов задерживают, когда они проводят журналистские расследования. При этом их нередко вынуждают отдать свои записи или кассеты с материалом", - говорит Мелинда Лю, корреспондент журнала Newsweek и президент Foreign Correspondents Club of China (FCCC).
Корреспондент Абель Сегретинан с радиостанции Radio France Internationale и Лю Сью Ин из газеты China Morning Post были избиты после того, как осенью хотели сообщить о беспорядках в южнокитайской деревне Тайши. Вскоре после этого в том же самом месте было совершено нападение на британского журналиста, ему разбили мобильный телефон. В октябре прошлого года полицейские вытащили из такси итальянского оператора Паоло Лонго с телеканала RAI и избили его, потому что тот попытался снять на камеру спонтанно организованную демонстрацию в Тяньцзине. "Они жестоко его избили. Они бросили его на землю и били ногами", - говорит Беньямино Натале, корреспондент итальянского информационного агентства ANSA в Пекине, который стал очевидцем происшествия. Только через некоторое время один из нападавших достал свое полицейское удостоверение. Кроме подобных примеров жестокого обращения с журналистами, имеют место более безобидные случаи, когда местные службы безопасности на несколько часов задерживают корреспондентов.
"Китайское правительство пообещало на время проведения Олимпийских игр обеспечить иностранным журналистам условия для освещения событий вокруг Олимпиады", - говорит Мелинда Лю. "До Игр осталось два года, но уже сегодня становится очевидной тенденция ухудшения условий работы иностранных журналистов в Китае", - утверждает Лю. Клуб иностранных журналистов начал опрос своих членов с целью сбора статистики, касающейся случаев насилия и притеснения журналистов, исполняющих свои профессиональные обязанности. Результаты этого опроса будут опубликованы в конце лета. Однако уже сегодня ясно, что таких случаев много, утверждают в правлении FCCC.
Организационный комитет в Пекине планирует допустить до освещения XIX Олимпийских игр около 21600 иностранных и местных журналистов. Вследствие опасений по поводу их безопасности и свободы передвижения в китайский МИД обратились послы большинства стран ЕС. По сообщениям из дипломатических кругов, переговоры по этим вопросам не принесли пока никаких ощутимых результатов, однако они продолжаются.
Работающие в Пекине на постоянной основе журналисты критикуют, прежде всего, то, что для каждого интервью или каждой журналистской поездки необходимо получить разрешение от китайских властей. На практике это правило не работает, и поэтому иностранные журналисты в своей работе зачастую балансируют на грани закона. Они надеются, что китайское руководство станет более лояльным на время проведения Олимпиады и обеспечит журналистам личную неприкосновенность.