Сведения о биологическом происхождении детей, зачатых путем искусственного оплодотворения, будут указываться в свидетельствах о рождении
В свидетельства о рождении детей, при зачатии которых использовались донорские яйцеклетки или сперма, будет вноситься информация об этом. По крайней мере такова идея влиятельной группы министров и парламентариев, которая вчера предложила революционные поправки к законам, регулирующим искусственное оплодотворение.
Этот шаг, призванный расширить права детей на знание правды об их биологическом происхождении, - элемент далеко идущих рекомендаций, которые правительство рассмотрит накануне планируемого пересмотра законов, отстающих от научного прогресса.
Предложенные поправки фактически означают, что от правительства требуют отказаться от проекта закона об искусственном оплодотворении, опубликованного в мае, и занять более терпимую позицию, предполагающую значительные изменения в нравственно-спорных областях: например, создание "братьев-спасителей", использование "лишних эмбрионов" в научных целях и требование, чтобы дети, зачатые путем искусственного оплодотворения, имели "законного отца" в юридическом плане.
Предложения внесла комиссия британского парламента, в которую входили представители обеих палат.
По ныне действующему законодательству родители не обязаны информировать детей, что те рождены от донорских яйцеклеток или спермы. Комиссия пришла к выводу: хотя закон, который обязывал бы родителей так поступать, невозможно будет применять на практике, нужно сделать так, чтобы дети могли найти эту информацию сами - в своем свидетельстве о рождении.
"Если родители хотят обманывать детей - это их дело, но мы считаем, что государство не должно быть сообщником такого обмана", - заявил глава комиссии Фил Уиллис. Узнав о своем биологическом происхождении, дети получат адекватный доступ к базам данных о донорах и смогут узнать, кто были их генетические родители, добавил Уиллис.
Комиссия внесла еще ряд предложений. Так, она призвала власти продлить разрешенный срок хранения эмбрионов, полученных путем искусственного оплодотворения, с 5 до 10 лет, увязав его с юридическими нормами хранения замороженной спермы и яйцеклеток. Эмбрионы, остающиеся на хранении спустя 10 лет, будут не уничтожаться, а при согласии их родителей передаваться в независимое Управление по вопросам оплодотворения и эмбриологии человека (УВОЭЧ), которое, в свою очередь, сможет передавать их соответствующим ученым для исследований.
По словам доктора Вивьен Натансон, главы отдела научной этики в Британской медицинской ассоциации, передача замороженных эмбрионов на нужды науки будет, вероятно, приветствоваться парами, которые располагают лишними эмбрионами, но внутренне не готовы передать их бесплодным женщинам.
Есть также предложения по смягчению законодательных норм, регламентирующих воспроизводство "братьев-спасителей", когда ребенка зачинают, чтобы спасти жизнь больному брату или сестре. На данный момент использование эмбрионов в качестве доноров тканей допускается лишь в случае, если ребенок страдает потенциально смертельным заболеванием. Комиссия, однако, предлагает разрешить этот метод для лечения детей со всеми "серьезными заболеваниями и синдромами", включая аутизм (если в будущем его научатся лечить).
В докладе комиссии также рекомендуется дать УВОЭЧ полномочия на выдачу лицензий ученым, желающим создавать гибридные или "химерные" эмбрионы на основе сочетания генов человека с генами животных. Эту идею приветствовал глава одной из двух исследовательских групп, добивающихся разрешения на слияние клеток с человека с яйцеклетками кролика или коровы. Ожидается, что получаемые таким путем эмбрионы, имеющие 99,9% генов человека, станут полезным источником стволовых клеток для исследований и разработки способов лечения в будущем.