В пятницу Польша опубликовала свой доклад о причинах авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибли президент Лех Качиньский и другие представители польской элиты. Западная пресса излагает его содержание и описывает реакцию, прежде всего внутри страны.
"Протестующие заявляют, что Россия уничтожила вещественные доказательства с места крушения польского лайнера" - так называется статья журналиста Марцина Собчика в блоге на сайте Wall Street Journal. Участники пикета "демонстрировали фотографии, на которых российские офицеры разрезают обломки самолета на более мелкие части", они стояли в пятницу у здания в Варшаве, где был представлен доклад, и держали транспаранты с надписью на английском языке: "Россия блокирует расследование".
"В прошлом году польские следователи часто жаловались, что Россия не отвечает на просьбы предоставить те или иные документы", - говорится в статье. Премьер-министр Туск в пятницу заверил, что польских следователей допустили ко всем документам в России. "Однако польский комитет заявил в пятницу, что Россия не предала огласке видеозаписи из диспетчерской смоленского аэропорта, поскольку они "не сохранились", пишет автор.
Туск также заявил: "Я готов работать над улучшением отношений, но не ценой правды", и сделал упор на разделе доклада, касающемся ошибок и недостатков с российской стороны. Обломки самолета, вопреки просьбам польского правительства, до сих пор остаются в России, отмечает автор.
"Польша возложила вину за катастрофу на своих пилотов, но заявила и о причастности России", - таков заголовок статьи в Wall Street Journal, написанной тем же Марцином Собчиком. Выводы, которые содержатся в докладе польской стороны, во многом совпадают с заключением МАК. "Но стороны продолжают спорить по ряду важных пунктов, и отношения между Россией и Польшей после некоторого потепления вновь становятся напряженными", - замечает автор.
Согласно докладу, плохо обученные пилоты президентского лайнера слишком поздно прервали заход на посадку, а российские авиадиспетчеры "дали экипажу неверную информацию о координатах самолета относительно аэропорта", - говорится в статье.
Ранее МАК возложил всю вину на польскую сторону, заключив, что главком ВВС Польши генерал Бласик в нетрезвом виде вошел в кабину и потребовал приземляться несмотря на туман. "В пятницу Польша вновь заявила, что в последние минуты полета Бласик был "пассивным наблюдателем" происходившего в кабине. Польские чиновники также оспаривают результаты вскрытия тела Бласика, осуществленного российскими специалистами, заявляя, что не удалось проверить подлинность проб крови", - говорится в статье.
Польский комитет оспорил и утверждения России, что аэропорт в Смоленске был готов принимать самолеты. "Комитет заявил, что оборудование в аэропорту было непригодным и некомплектным, диспетчеры сообщали экипажу навигационные данные, вводящие в заблуждение, хотя приборы, которыми они пользовались, могли позволить им предоставлять верную информацию, осветительная система аэропорта имела дефекты, а близ взлетно-посадочной полосы росли деревья", - говорится в статье.
В то же самое время польская сторона заключила, что экипаж был обучен наскоро и имел недостаточный опыт полетов в сложных метеоусловиях и без системы посадки по приборам, которая в смоленском аэропорту отсутствовала. Общаться с диспетчерами по-русски мог только один член экипажа.
Между тем консервативная оппозиция во главе с Ярославом Качиньским, братом погибшего президента, категорично отвергла доклад польского правительства, назвав его "ложью" и заявив, что он призван переложить главную ответственность на польскую сторону.
Материал в Businessweek называется "Доклад польской стороны об авиакатастрофе рискует испортить отношения с Россией". "Правда оказалась довольно болезненной и для России", - сказал в пятницу премьер-министр Туск на пресс-конференции. "Он также принял отставку министра обороны после того, как следствие выявило недостатки в обучении пилотов", - пишет журналистка Катя Андруш.
Впрочем, Туск также заявил, что доклад может стать основой добрых отношений, поскольку польская сторона не пытается уклониться от ответственности. "В докладе сказано, что разделение обязанностей в кабине было неопределенным, экипаж не среагировал на предупреждения автоматики и в условиях плохой видимости не замерял высоту самолета барометрическим высотомером", - говорится в статье.
Возможно, трения вокруг расследования отражают не столько польско-российские отношения, сколько внутриполитические разногласия в Польше, считает лондонский аналитик Лилит Геворгян. Оппозиционная партия "Право и справедливость" может нагнетать эти националистические эмоции, но, если взглянуть реалистично, для России и Польши органично деловое партнерство", - сказала она. Со своей стороны, лидер оппозиции Ярослав Качиньский в пятницу заявил, что Туск не среагировал на клевету, которая содержится в российском докладе, и не сумел отстоять интересы и честь Польши. Тема авиакатастрофы станет ключевой на предвыборных дебатах в Польше, считают эксперты.
Также по теме:
Во всем обвинили плохо подготовленных пилотов (Die Welt)