"Я испытывал зависть и гордость от того, что стою посреди этого мирного и свободного народа", - написал журналист, освещающий тему украинского нарастающего демократического движения. - Я испытывал вместе с восторгом революции жгучую зависть от того, что долго еще не увижу ничего подобного в Москве".
Автор этих слов Валерий Панюшкин - один из либеральный российских журналистов и испытываемая им зависть весьма распространенное чувство среди таких же, как он, сторонников демократии. Прошло уже очень много времени с тех пор, когда у нас в России на площади выходили исполненные энтузиазма, мирные и свободные люди, которые требовали политических перемен. Особенную зависть вызывает вид такого большого количества молодых людей, горячо заинтересованных в будущем своей страны, уверенных, что они могут повлиять на него и что благодаря им оно будет таким, каким они захотят.
Однако эти чувства разделяет только крохотная группка соотечественников Панюшкина, а тех, кто готов выражать эти чувства публично, и того меньше. К концу первой недели украинского противостояния в Москве был организован всего один небольшой митинг в защиту украинской демократии.
Опрос общественного мнения, проведенный в России в период выборов на Украине, показал, что 34% россиян, если бы могли, проголосовали бы за премьер-министра Виктора Януковича, правительственного ставленника, и только 7% поддержали кандидата оппозиции Виктора Ющенко. Остальные не имеют никаких предпочтений или не имеют собственного мнения на этот счет. Россиян, похоже, ситуация на Украине эмоционально не затрагивает. Около трети опрошенных сказали, что следят за событиями, в то время как более 70% сказали что их это не особенно интересует.
Подобное равнодушие к столь драматическим событиям стало обычным делом в России в последнее время. После развала советской сверхдержавы люди в России, судя по всему, погрузились в глубокую апатию, изредка прерываемую всплесками возмущения, когда им кажется, что более сильный Запад их игнорирует, избегает или давит на их страну. Такой была реакция на бомбардировки Югославии, а также на то, что было объявлено несправедливым отношением к российским спортсменам во время Олимпиады-2002, и еще на ввод войск в Ирак.
Однако, поскольку открытого противостояния с Западом не возникает, негодование и враждебность постепенно утихают. Потому что как бы горячо ни желали россияне, чтобы их страна снова стала сверхдержавой - такой, которую другие страны боятся, - и какой бы живой отклик подобная риторика ни находила в сердцах общественности, наблюдается полное отсутствие какой бы то ни было готовности вкладывать в это личную энергию или страсть.
Апатичным народом легче манипулировать, поэтому в России политика сводится к запугиванию верхушки общества. В условиях, когда политическая конкуренция устранена, а правительство не подотчетно никому, политический курс зачастую определяется тяжеловесными методами безответственной исполнительной власти. Президент России Владимир Путин и его помощники могут свободно делать практически все, что пожелают, без опасения каких-либо последствий для себя.
Однако в случае Украины их методы привели к неприятным последствиям. Ограниченный кругозор России и ее близорукая стратегия только ухудшили ситуацию. Поставив все свои карты на победу Януковича и воспользовавшись свои авторитетом, чтобы оказать влияние на ход выборов, Путин не предполагал, что результат окажется не в его пользу. Его настойчивые поздравления Януковичу в то время, когда результаты выборов на глазах теряли свою легитимность, даже с точки зрения украинского правительства, показали, что он не подготовил стратегии отступления и потерял связь с реальностью.
Роль Путина в украинских выборах спровоцировала всплеск антироссийских настроений в украинском народе. Его провал на Украине неизбежно вызовет у Кремля искушение обратиться к националистическим чувствам россиян и представить события как заговор Запада против России. Этой осенью Путин уже намекал на "агентов" Запада, стремящихся ослабить Россию, - эту тему с готовностью подхватили его кремлевские соратники и раболепные журналисты.
Один из кремлевских специалистов по связям с общественностью уже выступил с предостережением, что если Россия не выстоит против Запада на Украине, то Запад скоро приступит к выполнению того же сценария уже на территории самой России.
За время пребывания в должности президента Путин никогда не отрицал, что модернизация России невозможна без западных инвестиций и технологий, и он избегал извлекать выгоду из антизападных настроений. Если потребность замять свой провал на Украине подтолкнет его к такой националистической политике, это может положить конец надеждам Россию на модернизацию.
События на Украине превратились в вызов для российского правительства, вызов такого порядка, на который Москва, как оказалось, не в состоянии ответить. И все же до сих пор некомпетентность правительства так и не вызвала сплоченного гражданского протеста. Либералы России могут с завистью вздыхать и надеяться, что демократическая волна однажды докатится и до их страны. Однако, как и на Украине, этого не произойдет, пока сам народ этого не потребует.
Автор - редактор журнала Московского центра Карнеги Pro et Contra.