Будучи компанией с рыночной капитализацией примерно как у Microsoft или Citigroup и газовыми резервами, которые посрамили многие страны ОПЕК, "Газпром" до сих пор находится в ситуации, когда ему надо многое объяснять.
Российская контролируемая государством газовая монополия, открыто объявив, что ее цель - стать доминирующей в мире нефтегазовой компанией, довела до белого каления всех, от соседней Украины и советов директоров крупных иностранных нефтяных компаний до столиц Европы и США.
Она внезапно подняла цены на газ для ранее субсидируемых соседних стран, оказывает давление на американские и европейские компании, добиваясь доли в зарубежных проектах и трубопроводах, блокирует доступ к своей трубопроводной сети, чтобы пробить дорогу к имеющимся контрактам на разведку, и положила под сукно вожделенный газовый проект, так как ее не удовлетворили предложения иностранцев.
Теперь компания пытается отлакировать свой имидж в США, где она имеет маленький офис в Хьюстоне и ищет инвестиционные возможности. Кроме того, в число крупнейших акционеров "Газпрома" входят зарегистрированные в США взаимные фонды развивающихся рынков.
На этой неделе вице-президент компании Александр Медведев будет присутствовать на хоккейном матче между командой, которую спонсирует "Газпром", и бывшими игроками Boston Bruins. Вчера он выступал на ланче Американо-Российского делового совета в эксклюзивном клубе Metropolitan Club в США. А в понедельник он выступит в Гарвардской бизнес-школе с докладом о том, может ли энергия стать мостом между США и Россией.
Но серьезных работ на этом мосту не ведется, саркастически заметил руководитель одной энергетической компании. Так, недавно "Газпром" попал под огонь критики за использование своих мускулов - при поддержке российского государства - для расширения за рамки основного бизнеса, в сектора от недвижимости и гостиничного дела до СМИ, нефтехимии и нефти, и пренебрежение при этом своим огромным газовым хозяйством.
В докладе, опубликованном в понедельник, Организация экономического сотрудничеств и развития в Париже назвала экспансию государственной собственности "шагом назад" для российской экономики. "Особое беспокойство вызывает кажущаяся ненасытность государственного газового монополиста "Газпром" в приобретении активов, часто в ущерб основному бизнесу, - говорится в докладе. - В то же время отсутствие серьезных шагов по реструктуризации газовой отрасли в целом сдерживает рост других производителей, хотя опасения по поводу устойчивости российских газовых поставок усиливаются".
"Газпром" ответил на усиливающуюся критику, обнародовав инвестиционную программу стоимостью 40 млрд долларов, посвященную исключительно развитию новой добычи газа на полуострове Ямал в Северо-Западной Сибири. Но вчера российское правительство отложило план повышения внутренних субсидированных цен на газ до рыночного уровня на пять-десять лет. Этот шаг увеличил бы доходы "Газпрома" и усмирил растущий в России внутренний спрос.
"Мы не являемся инструментом политики, потому что ее невозможно совместить с нашей коммерческой структурой", - заявил Медведев во вчерашнем интервью.
Но после ценового конфликта с Украиной, приведшего к прекращению экспорта российского газа в Новый год, европейцы, сильно зависимые от российского газа, забеспокоились по поводу безопасности поставок. Россия тем временем утверждает, что "Газпрому" необходимо выйти на распределительные рынки Европы и США, чтобы обеспечить России "безопасность спроса".
Многие эксперты говорят, что "Газпромом" руководят неуклюже и плохо и что у компании будут проблемы с выполнением обязательств на поставку газа вне зависимости от политики поставок. Владимир Милов, президент московского Института энергетической политики и бывший заместитель министра энергетики, сказал вчера, что "Газпром" за последние три года потратил на приобретения вне газового сектора18 млрд долларов - больше, чем вложено в увеличение добычи газа за последнее десятилетие.
Практически неизменный объем добычи газа "Газпрома" не удивляет, заявил Милов. "Чтобы расти, надо инвестировать", - отметил он. Пока "Газпром" является монополией, добавил он, у него будет мало стимулов наращивать производство в России. "Монополии стремятся завоевывать новые рынки, а не развивать рынки, которые уже завоеваны".
Когда "Газпром" все-таки инвестирует, он часто делает это неэффективно. Значительная часть недавних затрат компании ушла на строительство новых и ремонт стареющих трубопроводов. При этом в одном исследовании, на которое сослался Милов, говорится, что каждая миля нового трубопровода, построенная "Газпромом", обходится в два-три раза дороже, чем построенные в других странах.
Медведев из "Газпрома" защищал негазовые проекты компании, назвав покупку газеты "Правда" ("Комсомольская правда") "чисто коммерческим решением", а не тактикой контроля над общественным мнением. По его словам, многими неэнергетическими предприятиями управляет "Газпромбанк".
Кроме того, утверждал он, компания выполнит свои газовые обязательства благодаря новым капиталовложениям и предполагаемому снижению российского спроса после повышения цен. "Мы будем инвестировать столько, сколько надо, в развитие нашего основного бизнеса, транспортного бизнеса и диверсификацию своей деятельности", - заявил он.
Недавний аналитический доклад Deutsche Bank Securities предупреждал, что "Газпрому" придется начать свою экспансию на Ямале довольно быстро. Что касается поставок, то "Газпром", вероятно, не сможет сохранить уровень добычи без новых инвестиций".
Медведев защищал спорное решение "Газпрома" поднять газовые цены для бывших советских республик. Он заявил, что с 1991 года Россия предоставила только Украине субсидии общей стоимостью 45 млрд долларов. Что касается Грузии, которой предстоит удвоение цены, он сказал: "Если они хотят местную, а не импортную цену, у них есть возможность предложить нам активы, которые мы будем рассматривать как частичную оплату".
По сообщениям отраслевых изданий, "Газпром" близок к такому соглашению с Белоруссией, по которому сниженные цены на газ обмениваются на частичный контроль над трубопроводной сетью страны.
Российские эксперты и энергетические консультанты говорят, что отдельные позиции "Газпрома" не лишены смысла, но то, что они совпадают с политической напряженностью, тревожит страны, зависимые от российского экспорта.
Точно так же энергетические консультанты и руководители задаются вопросом, не выпячиваются ли экологические проблемы с проектом Royal Dutch Shell на Сахалине с целью дать "Газпрому" рычаги воздействия для увеличения принадлежащей ему доли. Медведев, сказавший, что он родился на Сахалине, заявил, что власти действительно обеспокоены экологией.
Совсем недавно освоение глубинного газового месторождения "Штокман" в Баренцевом море считалось возможностью американо-российского сотрудничества. Оно включало в себя планы экспорта сжиженного газа в США. Но "Газпром" отверг предложения пяти компаний, включая американские Chevron Corp. и ConocoPhillips Co.
Медведев заявил, что в заявках резервы Штокмановского месторождения были недооценены - цена на них была ниже, чем на резервы Ливии или Бирмы. "Мы были недовольны оценкой наших резервов по сравнению с резервами, предложенными нам нашими потенциальным партнерами, и оценкой резервов сравнимого калибра в других регионах мира, - сказал он. - Мы считаем, что придет время, когда российские резервы оценят адекватно".
Но Deutsche Bank снизил рекомендательную оценку привлекательности "Газпрома", заявив, что риски снижения стоимости ценных бумаг включают долгосрочные внутренние субсидии, превышение заявленных расходов, потерю рыночной доли в Европе и возможность для "контролирующего акционера" (т.е. государства) вынуждать компанию принимать решения, основанные на политических соображениях, а не на ее финансовых интересах.