Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 декабря 2009 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

Взрыв поезда в России означает новую тактику террористов?

Российские аналитики заявляют, что службы безопасности не готовы к террористическим нападениям мелких группировок, таким как взрыв поезда в пятницу

По словам аналитиков, тяжелейшее по последствиям террористическое нападение из числа произошедших в центральной части России за последние пять лет, было почти наверняка организовано исламистскими экстремистами, которые действуют все более активно в неспокойном северокавказском регионе России.

В пятницу поезд повышенной комфортности "Невский экспресс", следовавший по маршруту Москва - Санкт-Петербург, сошел с рельсов из-за взрыва бомбы, в результате чего погибли, по меньшей мере, 25 человек и почти 100 ранены.

Российские эксперты по безопасности говорят, что спецслужбы не готовы к этой новой форме терроризма.

"Вероятнее всего, следы этого теракта можно найти на Северном Кавказе",- говорит Юрий Коргунюк, специалист московского фонда "Индем", независимого исследовательского центра.

"Это подрывает официальный миф о том, что конфликты в указанном регионе "улажены" и что терроризм в конце концов обуздан. Фактически наши службы безопасности были вовлечены во все что угодно, кроме борьбы с терроризмом", - добавляет он.

Андрей Солдатов, редактор Agentura.ru, интернет-журнала, занимающегося вопросами безопасности, напоминает, что российским службам безопасности удалось, заплатив высокую цену, подавить широкомасштабные террористические операции, спланированные чеченским террористом Шамилем Басаевым, такие как осада театрального центра в Москве в 2002 году и нападение на школу в Беслане в 2004 году, для участия в которых множество боевиков-террористов ехали за сотни миль.

Но он указывает на то, что российские службы безопасности остаются сконцентрированными на предотвращении крупных, массовых нападений, вроде тех, что были не так давно, вместо подготовки к нападениям меньших масштабов на удобные цели, наподобие взрыва "Невского экспресса".

"Мы видим, как вырисовывается новый образ действий: мелкие группировки террористов в составе 3-5 человек планируют и проводят акты саботажа, - отметил эксперт. - Но наши службы безопасности милитаризировали эту проблему и не готовы иметь дело с такими малыми угрозами, как эта. Главным учреждением, занимающимся делами по контртерроризму, является Министерство внутренних дел, которое в основном отвечает за внутренние войска. Эти структуры никоим образом не готовы к тому, что может надвигаться".

Словно в подтверждение этой точки зрения, в понедельник в южной республике Дагестан другой бомбой был подорван еще один международный поезд, он направлялся из Тюмени, что находится в Сибири, в столицу Азербайджана Баку. В результате взрыва никто не пострадал, но некоторые аналитики усматривают явные признаки того, что террористы, которые никогда не прекращали операций в неспокойных кавказских республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня, могут готовиться к возобновлению более амбициозных нападений на Россию.

Влиятельный глава Русской православной церкви патриарх Кирилл выступил с заявлением, предупреждая, что нападение на поезд в пятницу может спровоцировать усиление напряженности между российским христианским большинством и крупными мусульманскими общинами. С политически вдохновляющим настроением, которое в настоящий момент отсутствует в комментариях лидеров Кремля по поводу трагедии, Кирилл призвал россиян готовиться к продолжительной войне с терроризмом.

"Нашему народу брошен вызов. Совершено демонстративное преступление, жертвой которого мог бы стать любой из нас. Всех, кто живет в России, хотят запугать", - сказал патриарх.

"Имеется реальная угроза, - соглашается редактор Agentura.ru Солдатов. - Мы видим объединение сил на Северном Кавказе, которые не заинтересованы в местном национализме или сепаратизме, но при этом считают себя находящимися в состоянии войны с Россией. До недавнего времени самые опасные российские исламисты стремились отправиться в Афганистан или куда-нибудь еще, чтобы вести джихад. Сейчас есть признаки того, что они направляются в кавказский регион, и это не обещает ничего хорошего".

Ни одна группировка не взяла ответственность за пятничный теракт, в результате которого сошли с рельсов три вагона "Невского экспресса", полностью заполненные пассажирами.

"Кто бы это ни сделал, он выбирал цель очень тщательно и намеревался атаковать российскую элиту", - подчеркивает Николай Петров, специалист Центра Карнеги в Москве.

"Этот поезд, особенно в пятницу, перевозит много чиновников, которые постоянно курсируют между двумя российскими столицами, Москвой и Санкт-Петербургом. Неудивительно, что среди жертв было, как минимум, два главы государственных агентств. Без сомнения, все рассчитано на привлечение максимального внимания со стороны политиков и СМИ - и, очевидно, сработало", - говорит он.

"Невский экспресс" атаковали и ранее: в 2007 году в результате аналогичного взрыва поезд не сошел с рельсов, но, тем не менее, около 60 человек получили незначительные ранения. Террористы, организовавшие взрыв в пятницу, могли извлечь урок из предыдущей попытки.

Тогда были арестованы два человека из южной российской республики Ингушетии, и, согласно официальным данным, один признался в причастности к взрыву. Но главный подозреваемый в нападении 2007 года, бывший российский военнослужащий, ставший исламистским экстремистом, Павел Косолапов, остается на свободе. Считают, что он был близким сообщником чеченского террориста Шамиля Басаева, ликвидированного российскими спецслужбами в 2006 году. Именно Басаев был главным планировщиком нескольких массовых терактов, включая ужасную осаду школы в Беслане в 2004 году, когда в итоге погибли 330 человек, в основном дети.

Милиция отдала сигнал всем постам о задержании "коренастого рыжеволосого мужчины" среднего возраста, которого видели недалеко от места взрыва в пятницу. Им мог быть Косолапов.

В начале этого года Кремль заявил о "завершении миссии" в Чечне после 15-летней военной кампании против сепаратистов, которая высосала почти все силы из крохотной республики и оставила ее под контролем местного лидера Рамзана Кадырова.

Сотни человек погибли в жестоком круговороте массовых терактов в Москве и других российских городах в период с 1999 по 2004 год: большинство из них, как считается, связано с продолжением безжалостной войны в Чечне. С тех пор лидеры Кремля утверждали, что политика умиротворения Чечни, проводимая жесткими методами, вкупе с суровым политическим подавлением и совершенствованием системы безопасности, объясняет факт отсутствия крупных терактов в центральной части России после Беслана. Так было до прошлых выходных.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru