Пересмотренная стратегия по Афганистану, о которой президент США Барак Обама объявит сегодня, как ожидается, будет основываться на привлечении новых ресурсов к обучению афганских сил безопасности и на поддержке центрального правительства, пишет The Washington Post.
Этот подход неизбежно приведет к возрождению дебатов о возможностях и ограничениях государственного строительства, отмечает автор статьи Кит Ричбург.
От Сомали, Камбоджи, Восточного Тимора и Балкан в 1990-е годы до сегодняшнего Ирака мировые державы могут в лучшем случае похвастаться противоречивыми данными о создании функциональных, стабильных правительств в странах, опустошенных войной. Усилия были долгими и дорогостоящими, тогда как осязаемые результаты не поддавались оценке и их трудно было удержать.
Лидеры Конгресса уже поделились глубоким скептицизмом по поводу вливания дополнительных долларов в афганскую войну, которая пока не сделала Афганистан самодостаточным государством.
Дипломаты и чиновники, участвовавшие в прошлом в государственном строительстве, в целом сходятся во мнении, что процесс идет лучше всего, когда воюющие стороны готовы к заключению мира. Выборы, являясь важным фактором легитимности нового правительства, нельзя организовать наспех. Гораздо важнее создать устойчивые институты власти. У международного сообщества должны быть реалистичные цели. Необходимо консультироваться с региональными экспертами и привлекать к процессу соседние государства, говорится в статье.
Процесс создания государства должен, в первую очередь, осуществляться гражданами страны, при участии представителей внешнего мира, утверждают дипломаты.
И, кроме того, нужны ресурсы. "Больше рабочей силы и денег означает более качественные и быстрые результаты, - заявил Джеймс Ф.Доббинс, бывший американский дипломат с опытом работы в Сомали, Гаити, Боснии, Косово и Афганистане. - Есть взаимосвязь между вложениями и достижениями".