Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 февраля 2000 г.

Джордж Миллоан | The Wall Street Journal

Пристальный взгляд на Владимира Путина

Прошел месяц с тех пор, как Ельцина сделал 47-летнего бывшего сотрудника КГБ по имени Владимир Путин своим преемником. Подобный выбор не вызвал удивления: Ельцин сделал ставку на Путина еще несколько месяцев назад, назначив его главой правительства. Однако никто не ожидал, что Ельцин уйдет в отставку.

В российских кругах полагают, что больной и усталый Ельцин выбрал Путина потому, что знал его как самого находчивого и жесткого руководителя из всех известных политиков. Кроме того, Путин пробыл на посту главы государства не так долго и не успел запятнать свою репутацию. Его готовность простить Ельцину все прегрешения на посту президента тоже сыграла свою роль, однако то же самое сделал бы любой другой кандидат, если взамен ему предложили бы стать главой государства.

Насколько Путин оправдывает возложенные на него надежды? Пока мало что свидетельствует о правильности выбора Ельцина. Конечно, молодой Владимир Путин кажется достаточно находчивым и жестким, чтобы участвовать в грязной политической игре, которой сопровождается зарождение демократии в России. В ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в США Егор Гайдар - бывший премьер, в начале 90-х годов перевернувший экономику вверх дном, чтобы спасти ее от полного коллапса - заявил, что пока победа Путина на предстоящих президентских выборах представляется неизбежной. Опросы общественности показывают, что, если бы выборы состоялись сейчас, Путин получил бы на них 54% голосов, в то время как его ближайший преследователь Зюганов - только 14%.

Тем не менее, Путин старается использовать любой шанс, чтобы поднять свой авторитет. Он принял определенные меры для демонстрации того, что он ни от кого не зависит и намерен избавиться от людей, замешанных в нечистых делах. Первой Путин убрал Татьяну Дьяченко, чтобы развеять подозрения о семейственности президентской власти. Затем пришел черед управляющего делами президента Павла Бородина, которого швейцарские правоохранительные органы обвинили в получении взяток от швейцарской фирмы. Некоторые высокопоставленные чиновники были переведены на другую работу, однако это с трудом можно назвать полномасштабной чисткой. Прежде всего, Путину нужны надежные союзники.

Одним из них является министр финансов Михаил Касьянов, обладающий большим опытом переговоров с Западом по проблеме долгов. Он получил повышение, став первым вице-премьером. По слухам, после избрания Путина президентом, Касьянов, скорее всего, будет назначен главой правительства. В конце прошлой недели Касьянов принимал участие в работе Всемирного экономического форума в Давосе. Там он дал понять многочисленным российским кредиторам, чтобы они не беспокоились, поскольку, по крайней мере, свои долги Россия выплатит. Тем временем России необходимо получить от МВФ дополнительно 6 млрд. долларов, чтобы сбалансировать бюджет на этот год.

Наибольшее удивление вызвало решение Путина пойти в Думе на сделку с коммунистами. Оно шокировало лидеров других либеральных демократических партий, которые по идее должны были заключить альянс с путинским Единством. Все они добились хороших результатов на парламентских выборах и казалось, что появился шанс покончить с доминирующим положением КПРФ в новой Думе.

Однако Путин, напоминаю, человек очень находчивый. В союзе с коммунистами с несколькими более мелкими партиями Единство будет иметь в парламенте эффективный контроль. Помимо всего прочего, эта сделка выбила почву из-под ног двух главных потенциальных соперников Путина на предстоящих президентских выборах - мэра Москвы Лужкова и бывшего премьера Примакова - которые, в противном случае, могли бы найти общий язык с коммунистами. По мнению одного из экспертов, теперь оба этих соперника "деморализованы".

Сообразительность Путина проявилась и на недавнем саммите СНГ. Убедив всех в России, что Чечню подвергают бомбардировке, потому что она является рассадником терроризма, Путин постарался сделать так, чтобы проблема терроризма вызвала беспокойство и в других странах СНГ. Он предложил создать антитеррористический центр СНГ. Нет сомнений, что Путин с удовольствием отправит в Киев, Тбилиси и Ереван своих бывших приятелей из КГБ, умеющих внедряться в госструктуры и вербовать информаторов. Другие лидеры СНГ не поддались на эту уловку.

Путину удается также пользоваться расположением и за пределами СНГ, где некоторые испытывают симпатию к действиям России в Чечне. Вначале на стороне Путина был и президент США Клинтон. Посетивший России на прошлой неделе генеральный секретарь ООН Аннан отдал должное Путину, назвав его деловым и решительным человеком. Совет Европы, видимо, отказался от идеи применения к России экономических санкций в связи с войной в Чечне.

Свидетельством того, как Путин намерен разыгрывать геополитическую карту, могут служить намеки на то, что первый визит после избрания на пост президента Путин совершит в Пекин. Россия рассматривает более тесные связи с Китаем как противовес влиянию США и НАТО в мире. Скорее всего, Путин будет считать Запад противником, несмотря на - а возможно, что и ввиду - большой задолженности России перед Западом. Возможно, почувствовав это намерение, крупнейший финансовый магнат Джордж Сорос предложил МВФ прекратить отношения с Россией, предоставив ее самой себе.

А планы российского руководства становятся все боле обременительными для бюджета. Стремясь угодить российским генералам, Путин предлагает резко увеличить расходы на закупку вооружений. Затраты на войну в Чечне уже возросли более чем на 40% и по мере развития боевых действий скорее всего будут только повышаться.

Чечня еще может оказаться тем делом, где находчивость Путина не оправдает ожиданий. Умелая пропаганда на тему борьбы с терроризмом и восстановления государственного контроля в Чечне показалась многим россиянам весьма убедительной. Однако потери федеральных войск в Чечне растут, а протесты матерей российских контрактников становятся все громче. Попытки найти управу на прессу не могут заглушить критику в адрес чеченской войны.

Ельцин остановил свой выбор на достаточно находчивом и жестком человеке, - заключает автор. Но будет ли он иметь с россиянами такой же контакт, какой имел Ельцин? Ясно одно: с теми гражданами, которые называют себя чеченцами, такого контакта не будет никогда.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru