Деятельность движения "Фатх", которое является политической опорой Ясера Арафата, становится все более воинственной. На этой неделе "Фатх" направил первую женщину-камикадзе, Вафу Идрис, которая взорвала себя в центре Иерусалима. Тенденция, проявившаяся в терактах против мирных израильских граждан, предвещает еще большее осложнение процесса урегулирования ближневосточного конфликта.
Друзья Идрис заявили в среду, что она долгие годы была активным членом "Фатх" и работала в женском комитете этой организации. "Фатх" представляет собой крупнейшую палестинскую политическую группировку, которая до сентября 2000 года была партнером ? хотя и непростым ? Израиля в ближневосточном мирном процессе.
"Тяжесть нашего положения ? блокада, убийства, разрушение домов: все это нарастало в душе Идрис и закончилось для нее взрывом, - подчеркнул Джихад Тумали, лидер "Фатх" в лагере беженцев "Аль-Амари". - Она пожертвовала собой во имя своего народа". Однако сам он дистанцировался от взрыва. "Мы в "Фатх" делаем стратегическую ставку на мир, однако проводимая Шароном политика государственного терроризма вызывает у людей жажду мести".
Друзья Идрис считают, что она совершила теракт, поскольку, работая медсестрой, она часто лечила людей, раненых израильскими солдатами, в том числе и детей. По словам друзей, однажды и саму Идрис избили израильские солдаты. Палестинские эксперты предупреждают, что пока не произойдет резкого изменения политической ситуации, Идрис станет первой, но далеко не последней в ряду террористов-камикадзе из "Фатх". "Фатх" явно вступает в новый этап, - отмечает политолог университета Bir Zeit Али Харбави. - Это движение объединяет различные группировки, и одна из них выступает за активизацию сопротивления".
Раньше подобные теракты с участием камикадзе были исключительной "привилегией" исламских фундаменталистов из "ХАМАС" и "Исламского джихада", которые призывают к уничтожению Израиля и строительству на его месте исламского государства. "Фатх" сосредоточил основные усилия на нападениях на израильских солдат и поселенцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, которые обычно имели форму перестрелок. По словам Харбави, до этого месяца терактов с участием камикадзе из "Фатх" не было с 70-х годов.
По мнению советника израильского премьер-министра Ариеля Шарона Дора Голда, тот факт, что "Фатх" прибег к подобным терактам, свидетельствует, что у "Фатх" и "ХАМАС" теперь единые цели, и что "Фатх" тоже берет на себя обязательство по уничтожению Израиля, но, скорее, поэтапному. Он подчеркнул, что раньше между двумя этими движениями было "разделение труда", в соответствии с которым "ХАМАС" и "Исламский джихад" должны были действовать внутри границ Израиля (которые были до 1967 года), а "Фатх" должен был сосредоточить основные усилия на Западном берегу реки Иордан.
"Это разделение было полезным, когда Арафат и "Фатх" пытались выставить себя умеренной силой, готовой идти на компромисс. Постепенно эти различия стирались, а теперь они исчезли совсем ", - подчеркнул Голд.
По словам умеренного политического деятеля "Фатх" Рамадана Сафи, позиции более консервативно настроенных кругов в "Фатх" ослабевают ввиду того, что подписанные в Осло соглашения потерпели крах. Более молодые, воинственно и популистски настроенные лидеры усиливают свое влияние, - говорит он. Сафи полагает, что гибель друзей или родственников членов "Фатх" от рук израильских солдат сыграла большую роль в активизации деятельности организации. Он утверждает, что Арафат не может контролировать каждого сторонника "Фатх", в то время как действия израильской армии порождают чувства мести.
Однако, по словам Харбави, Арафат, которого лишили свободы передвижений ? вокруг его резиденции стоят израильские танки ? не заинтересован в прекращении терактов в самом Израиле. "Я не считаю, что Арафат несет ответственность за эти теракты, но в то же время не думаю, чтобы он стремился воспрепятствовать им. Зачем ему это? Он знает, что Шарон ничего не даст ему взамен. Арафат рассуждает так: если вы будете продолжать оказывать на меня такое огромное давление, то вот что вы получите".