Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 февраля 2002 г.

Маркус Венер | Frankfurter Allgemeine

"Некоторые российские военные должны предстать перед трибуналом в Гааге как военные преступники"

После многочисленных "окончательных побед" России в Чечне война продолжается. Депутат Госдумы от Чечни Аслаханов требует возобновления переговоров

Асламбек Аслаханов говорит по телефону с Грозным. Речь идет о вагонах с углем из Сибири, которые направляются в разрушенную чеченскую столицу. Он организовал поставку угля, чтобы 40 000 человек, которые живут сегодня в Грозном, смогли пережить зиму.

59-летний Аслаханов, бывший милицейский генерал, в советские времена учился в Грозном и начинал там свою карьеру в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Уже полтора года он ? депутат Госдумы от 31-го избирательного округа Российской Федерации, Чеченской республики. Уже десять лет на его родине царят грубая сила и произвол, две войны с Россией превратили Чечню в "ад", говорит Аслаханов. Почти два года назад российские войска превратили Грозный в руины, а затем и захватили его. "С тех пор мы едва ли приблизились к миру", - считает он. Кремль недавно отменил запланированные переговоры с чеченским президентом Масхадовым, о которых было объявлено в конце прошлого года.

Однако переговоров с Масхадовым, по представлению чеченского депутата, никак не избежать, если, конечно, есть желание закончить войну. Путин, с которым Аслаханов встречался дважды, не является принципиальным противником переговоров, однако российский президент сомневается, имеют ли они смысл, и окружение президента утверждает его в этом мнении. В том, что он так и не пришел к мысли о необходимости переговоров, виновата "партия войны" в российском руководстве, говорит Аслаханов. "Если наступит мир, выйдут наружу преступления с обеих сторон. И как следствие, некоторые российские командиры как военные преступники должны будут вместе с Милошевичем отвечать за свои действия перед Гаагским трибуналом", - говорит усатый генерал, который пришел в политику на волне перестройки, после того, как дорос в советском министерстве внутренних дел до начальника отдела.

"Эти командиры виноваты в том, что молодых чеченцев пытают в нелегальных тюрьмах, что они возвращаются оттуда инвалидами или вовсе не возвращаются, а их родственникам в лучшем случае выдают лишь трупы". Эта жестокость стала причиной того, что чеченцы сегодня ежедневно подкладывают взрывные устройства, от которых гибнут российские солдаты. Кроме того, "для некоторых, не для всех" в российском армейском руководстве война в Чечне стала бизнесом и шансом быстро сделать карьеру. "Там есть люди, которые никогда не покидали военную базу в Ханкале под Грозным и получили за это почетное звание "Героя России".

До тех пор, пока не прекратится произвол, вызванный "зачистками", развитие "силовой спирали" не остановить никогда, убежден Аслаханов. Зачистки, которые были задуманы как средство паспортного контроля, задержания подозреваемых лиц и поиска оружия, превратились в чеченских селах в непрекращающиеся грабежи, пытки и убийства. "Я представил Путину свои предложения, в них также входит запрет на проведение зачисток". Кое-что за последние месяцы было сделано. Так, прокуратура рассмотрела заявления об убийстве чеченцев во время или после таких проверок. Однако это расследование не должно ограничиваться единичными случаями: "Каждый российский солдат должен знать, что он будет привлечен к ответственности за убийство в Чечне".

Но проблема шире, чем военные преступления в Чечне, так как шовинизм по отношению к чеченцам распространился по всей России. "Чеченцы из-за своей национальности часто не могут устроиться ни на какую работу. Раньше говорилось: "Бей жидов, спасай Россию", - теперь же на месте евреев оказались чеченцы". Чеченцев пытаются представить либо преступниками, либо теми, кто не способен вести себя, как нормальные люди. "Весь народ превратили в бандитов или обезьян", - говорит доктор юридических наук. Ни один чеченец не занимает в сегодняшней России важный пост в органах власти или государственных учреждениях, никто из чеченских бизнесменов московской диаспоры не был приглашен на встречу в Кремль.

Так же сильно недоверие в Чечне к русским, говорит Аслаханов и рассказывает о 500 молодых чеченцев, которых недавно призвали в российскую армию. "Они даже боялись уколов, так как думали, что их собираются стерилизовать". Только потом они поняли, что в них видят людей. "И все же несколько газет написали о "бандитах в армии", поломав при этом то, что было достигнуто с таким трудом".

Аслаханов также не скупится на критику в отношении чеченской стороны. Переговоры с Масхадовым необходимы не для того, чтобы он и дальше оставался у власти. "Масхадов допустил серьезные ошибки и несет громадную ответственность за горе, которое пережили чеченцы". Он должен отказаться от "торговцев людьми", от экстремистов типа Хаттаба, Басаева или Удугова, которые во время фактической независимости между концом первой чеченской войны в 1996 году и началом второй в 1999 году превратили Чечню в криминальное государство. "Масхадов должен попросить прощения и у нашего братского народа в Дагестане, даже если всем известно, что нити, приведшие к нападению на Дагестан в 1999 году, ведут в Москву, которой был необходим повод для войны против Чечни".

Но прежде всего, Масхадов должен просить прощения у собственного народа, потому что наш народ в сегодняшней России бесправен, словно какой-нибудь нищий. "Если Масхадов официально уйдет в отставку и распустит свое правительство, чтобы провести новые выборы, то это поймет весь мир, и его детям больше не придется за него стыдиться". Однако вопрос о статусе Чечни должен решать чеченский народ на референдуме. Требовать вывода всех российских подразделений из Чечни или признания независимой Республики Ичкерия, как называют свою землю чеченцы, конечно, абсолютно нереально и только препятствует политическому разрешению конфликта. "Настолько же бессмысленно требовать от Масхадова выдачи России экстремистов Басаева или Хаттаба".

Когда Путин говорит, что Россия ведет в Чечне такую же борьбу, как американцы против "Аль-Каиды" и "Талибана" в Афганистане, то можно подумать, что российского президента неправильно информировали. Хотя связи между экстремистами в Чечне и Афганистане существуют, "все же я не верю, что Масхадов, который наверняка получает деньги от зарубежных исламских организаций, связан с "Аль-Каидой".

То, что исламский фундаментализм распространен на его родине, прежде всего, среди молодых чеченцев, Аслаханов не оспаривает. Чеченцы совершили большую ошибку, когда во время независимости посылали своих людей в Саудовскую Аравию. "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке", - цитирует он русскую поговорку. Эти люди возвратились в Чечню с совершенно иным настроем и смогли в дискуссиях переубедить многих в пользу ваххабизма. "Не нашлось никого, кто мог доказать молодым людям, что наш традиционный ислам лучше". Кроме того, к ваххабитам примкнула, прежде всего, безработная молодежь, потому что те раздавали деньги, оружие и иногда даже машины. Так фундаментализм, финансируемый Саудовской Аравией, распространился сначала в Урус-Мартане, а затем и по всей Чечне.

Война нанесла вред многим ценностям, которые когда-то были в Чечне святы: уважение к старшим, связь семьи и клана, запрет на убийство и воровство. "Если родители согласны с тем, что их дети приносят домой краденое, если младшие видят, как лгут и убивают", то дела с будущим нации обстоят плохо. "Все же я могу с удовлетворением отметить, что большая часть семей осталась верна традиционным ценностям, а то, что утрачено, мы можем восстановить в мирных условиях", - уверенно говорит Аслаханов. Однако если с ним заговорить о том, что сегодня чеченцы хладнокровно убивают своих собственных земляков, которые сотрудничают с русскими, в его глазах появляется ярость. "Для меня это не чеченцы и не мусульмане, даже если они молятся. Это люди без национальности и без родины. Они даже не должны представать перед судом, их нужно расстреливать", - говорит он. Преступления таких людей не имеют ничего общего с исламом. "Это злейшие враги ислама, так как ислам ? это самая миролюбивая религия", говорит Асламбек Аслаханов. Скоро он снова поедет Грозный, чтобы самому проконтролировать распределение угля.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru