Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 февраля 2002 г.

Сабрина Тэвернайз | The New York Times

Контрасты московских аэропортов

Даже у тех, кто часто бывает в России, первая реакция по прибытии в главный российский международный аэропорт "Шереметьево" - необоримое желание вернуться в самолет.

В темных, похожих на загоны для скота залах ожидания пассажиры вынуждены томиться в очередях, постепенно превращающихся в толпы, поскольку нет барьеров, вдоль которых можно было бы выстраиваться в линию. Сотрудники паспортного контроля бродят вокруг, выкрикивая указания на русском. Таксисты роятся, предлагая поездку в город и запрашивая за это втридорога. Путь через паспортный контроль может занять больше времени, чем сам полет.

Новый глава аэропорта Сергей Беляев обещает решить лишь часть из этих проблем. Сорокасемилетний Беляев, некогда перспективный российский политик, открыто признает, что ничего не знает об аэропортах. Но это место находится в таком упадке, что нуждается не просто в проворном менеджере, но и в мощной милицейской поддержке. Именно ее привел с собой Беляев.

И вовремя. Застойный, принадлежащий государству и им управляемый аэропорт "Шереметьево" - почти монополист на международные полеты с 1980 года, когда его построили, чтобы принять гостей Олимпийских игр - начал терять клиентов, которые переходят к конкуренту, международному аэропорту "Домодедово".

"Домодедово" тоже принадлежит государству, но управляет им энергичная частная авиатранспортная компания Группа ИСТ ЛАЙН. Когда-то этот конкурент был даже более грязным и более хаотичным, чем "Шереметьево", но недавно он превратился в первый современный московский аэропорт.

"Наземные службы в "Шереметьево" портят все впечатление", - сказал Дэниэль Буркард, коммерческий управляющий российского отдела компании "British Airways".

Авиакомпания собирается перенести свои полеты из "Шереметьево" в "Домодедово". "В начале сентября они обещали нам установить металлические барьеры, чтобы пассажиры не стояли толпой у паспортного контроля, - сказал Букард. - Мы просим об этом 20 лет. Ничего. Они много обещают, но им просто не удается ничего изменить. "Домодедово" - более "западный" аэропорт".

Взлет "Домодедово", в котором появились автоматы для варки капуччино и кафе с бейглами, показал, что в России конкуренция способна растрясти даже самые закостенелые монополии. По мере того, как российское правительство пытается представить правительствам и инвесторам западных стран свое реформированное лицо, реконструкция того места, где Россия встречает мир, серьезно запаздывает.

У Беляева есть краткий список проблем аэропорта. "Аэропорт находится в глубоком кризисе. Клиенты крайне не удовлетворены. Пассажирам приходится подолгу стоять в очередях, они не получают необходимых услуг. Иностранцы по прибытии погружаются в состояние шока".

Новый директор, назначенный в конце прошлого месяца по инициативе нескольких кремлевских реформаторов, только начинает браться за решение этих проблем.

Задача сложная. "Шереметьево" не справляется с пассажиропотоком. В советские времена за границу ездили редко, со времен падения коммунизма количество зарубежных поездок выросло вдвое. В результате объем пассажиропотока в "Шереметьево" тоже почти удвоился и составляет 11 млн. человек в год. У аэропорта две сверхперегруженные взлетно-посадочные площадки, которые расположены настолько близко, что функционируют как одна. Инфраструктура загружена по максимуму.

Работники аэропорта почти не изменились с советских времен, Беляев назвал их "скользкими", имея в виду, что они циничны и склонны к воровству. Например, недавно были закуплены новые тележки для багажа. Их разместили под знаком "Бесплатные тележки для багажа", но все тележки исчезли в течение нескольких дней. Их стащили рабочие, стремящиеся заработать на стороне.

Это указывает на более серьезную проблему, от которой страдает аэропорт: "частные предприниматели", как дипломатично называет их Беляев, которые запрашивают непомерные цены за свои услуги и угрозами отпугивают конкурентов. По оценкам Беляева, половина бизнеса на территории аэропорта - это теневая экономика, которая ничего не приносит в казну "Шереметьево". Даже автостоянка у аэропорта находится под контролем посторонней компании.

ИСТ ЛАЙН начала работать в "Домодедово" в середине девяностых. В 1995 году компания построила свой собственный грузовой терминал, а еще через два года взялась за амбициозную перестройку. В частности, были изгнаны многие компании, делившие между собой бизнес в аэропорту, а сотрудников заставили учить английский.

Прием был более чем холодным. Один из менеджеров вспоминает, как рабочие спрятали принтер и новые степлеры. "Мне нужно было сделать несколько копий. Они заявили, что я должна вызывать специалиста, чтобы он помог мне в использовании устройства, и просить ключ от комнаты у директора, - рассказывает Юлия Мазанова, помощник тридцатитрехлетнего директора ИСТ ЛАЙН Дмитрия Каменщика. - Поначалу они нас не любили".

ИСТ ЛАЙН начинала как чартерная компания, занимавшаяся организацией полетов в Китай и Корею от лица государственных авиакомпаний. Она превратила "Домодедово" из темного зала без скамеек с торговыми автоматами и лотками, продающими орешки и пиво, вдоль стен в эффективный аэропорт мирового класса, с отдельной комнатой ожидания для семей с маленькими детьми.

Изменения привлекли новых клиентов. "Трансаэро", вторая по величине российская международная авиакомпания, переехала сюда из "Шереметьево" в апреле прошлого года. Через несколько месяцев переехала ныне обанкротившаяся "Swiss Air". Руководство ИСТ ЛАЙН ведет переговоры с "Люфтганзой". Заканчиваются переговоры с "Боингом" о контракте, по условиям которого ИСТ ЛАЙН будет обслуживать самолеты американской компании в России.

Даже главная российская международная компания, "Аэрофлот", выразила интерес к тому, чтобы перенести некоторые рейсы в "Домодедово". Основной ее аэропорт - "Шереметьево", и для "Домодедово" это стало бы серьезной победой.

Председатель совета директоров ИСТ ЛАЙН Каменщик, бывший студент-социолог, надеется, что в конце концов "Домодедово" отберет у "Шереметьево" звание основного международного аэропорта. Компания инвестирует 25 млн. долларов в расширение пропускной способности аэропорта на 25% - с нынешних 4 млн. пассажиров в год. Однако у аэропорта есть свои проблемы. Он расположен далеко от центра Москвы, даже дальше, чем Шереметьево. Вместе с министерством путей сообщения Группа ИСТ ЛАЙН работает над созданием безостановочного железнодорожного маршрута, который соединит аэропорт с одним из вокзалов города. Линия начнет работать уже летом.

"Шереметьево" тоже собирается расширяться, но у него возник конфликт с его партнером "Аэрофлотом" по поводу расценок. "Аэрофлот" говорит, что 1,5 млрд. долларов, запрошенных на строительство нового терминала и ремонт существующих - это в пять раз больше, чем нужно. "Шереметьево", у которого в три раза меньше пассажиров, чем у нью-йоркского аэропорта "Кеннеди", получает ежегодную прибыль всего в 20 млн. - в шесть раз меньше, чем "Кеннеди".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru