Углубляя свою битву с Кремлем, российский олигарх Борис А. Березовский сказал сегодня, что у него осталась всего неделя до того момента, когда он предъявит документированные доказательства того, что российские службы безопасности имели отношение к взрывам жилых домов в сентябре 1999 года, при которых погибло более 300 человек.
В своем интервью он заявил, что именно его расследование этих взрывов, приписываемых чеченским террористам и вызвавших полномасштабное военное вторжение в эту мятежную республику, было причиной, по которой Николай Патрушев, глава ФСБ России, обвинил его на прошлой неделе в финансовой поддержке чеченских "террористов".
Березовский сказал, что его доказательства [причастности к взрывам служб безопасности] ? "не меньше, чем доказательства, которым располагают Соединенные Штаты ? о том, что именно Усама бен Ладен ответственен за разгром здания Всемирного Торгового Центра".
Он сказал, что ключевым моментом его обвинения является тот факт, что в конце сентября 1999 года российские службы безопасности заложили в жилом доме в Рязани то, что по-видимому являлось большой бомбой.
Когда жители обнаружили бомбу и вызвали милицию, Федеральная Служба Безопасности, ФСБ, выступила с публичными извинениями и заявила, что "взрывчатка" в действительности представляла собой мешки с сахаром, связанные вместе проволокой и снабженные детонатором. Эта конструкция якобы предназначалась для использования в качестве учебного материала для учений службы безопасности.
Несколько российских законодателей были вызваны для независимого расследования такого рода акций служб безопасности в Рязани, но в марте 2000 года российский парламент пресек все попытки продолжить это расследование. Владимир В. Путин, бывший глава ФСБ, выиграл президентские выборы в том же месяце. Патрушев сменил его на посту в службе безопасности.
В пресыщенной политической жизни сегодняшней России обвинения Березовского были восприняты с большим скептицизмом из-за контробвинений Патрушева и службы безопасности. Тот факт, что эти обвинения последовали сразу после того, как Березовский проиграл сражение за удержание контроля над независимым телеканалом ТВ-6, только усиливает этот скептицизм.
До сих пор не разгаданные взрывы, принесшие в Россию террор и настроившие русских против чеченцев и других этнических групп Кавказского региона, повлекли за собой бесконечную и ужасающую мистерию чеченского конфликта.
Хотя по делу о взрывах были произведены десятки арестов, ни один человек не был осужден за непосредственное участие в них. Более того, эти взрывы послужили фундаментом для кровавой военной кампании против Чечни и для политического взлета Путина, бывшего в то время премьер-министром, и чьи непреклонные действия по развертыванию этой войны снискали ему поддержку населения, что, в свою очередь, продвинуло его к президентскому креслу.
Березовский сказал сегодня, что у него нет доказательств того, что лично Путин знал о какой-либо причастности служб безопасности к взрывам домов, но Патрушев, по его словам, знал.
"Я не имею сейчас каких-либо фактов, говорящих о том, что Путин лично причастен к этому", - сказал Березовский. "Однако у меня есть факты, что в этом деле замешан шеф ФСБ, а также и другие сотрудники ФСБ".
Говоря о причастности Патрушева к этому делу, он в то же время признал: "Я не имею ответа на вопрос, кто именно отдавал такой приказ ? был ли это Путин, Патрушев или кто-то еще".
Возобновление расследования по делу Березовского только подчеркивает стойкость Березовского, бывшего в эпоху президента Бориса Н. Ельцина кремлевским инсайдером. Здесь [в Англии] в изгнании, ему приходится противостоять юридическим баталиям из-за выписанного прошлой осенью ордера на его арест, и в тоже время он продолжает наносить удары по имиджу Путина от имени либерально-демократических кругов, в то время как даже многие из либералов его избегают.
В итоге встает вопрос о том, не пытается ли Березовский просто организовать политический кризис для Путина, имея целью получить политическое убежище в Англии, использовав этот скандал как средство для того, чтобы навсегда защитить свое богатство, которое он вывез из России в те дни, когда сделать это было очень легко.
Березовский так ответил на этот вопрос: "Вам не придется долго ждать", чтобы получить возможность судить о его реальных целях. Он не стал обсуждать, планирует ли он просить о предоставлении политического убежища, но сказал, что в случае возвращения в Россию ему грозит опасность.
"Я не хочу рассказывать вам, что я ожидаю, что они убьют меня", - сказал он. "У меня нет причин утверждать этого. Но я не могу и исключать что бы то ни было".
Березовский работает в эти дни вне своих огромных офисов на фешенебельном Savile Row, где он управляет своей деловой империей, которую столь же трудно как-то определить, как и измерить ее стоимость. Но в чем действительно можно быть уверенными, так это в том, что в течение прошлого десятилетия он имел основные доли бизнеса и возможность управления российскими автомобильными предприятиями, нефтяными и алюминиевыми компаниями, Аэрофлотом и ОРТ, ныне полностью государственным телеканалом, из которого он был изгнан вскоре после того, как Путин стал президентом.
На прошлой неделе, после того, как Березовский проиграл в сражении за удержание в эфире ТВ-6, в котором работала команда журналистов, покинувших независимый телеканал НТВ, глава безопасности Патрушев нагрянул с новым нападением.
Давая телевизионное интервью, Патрушев сказал, что его организация имеет информацию о том, что Березовский причастен к финансированию чеченских мятежников.
"Это относится в первую очередь к спонсированию незаконных вооруженных формирований и их лидеров", - сказал он, добавив, что его служба планирует "надлежащим образом документировать" эти обвинения и представить информацию "нашим партнерам за рубежом, и далее ждать от них соответствующей реакции".
На следующий день представитель службы безопасности Александр Зданович сказал во время пресс-конференции, что Березовский "финансирует террористическую деятельность" в Чечне.
Отвечая на эти утверждения, Березовский признал, что он имел разносторонние контакты с лидерами чеченских сепаратистов, особенно с 1997 по 1999 год, когда он был заместителем советника Ельцина по национальной безопасности и позднее кремлевским советником.
Он признает, что передал 2 миллиона долларов из своих собственных денег в 1997 году чеченскому полевому командиру Шамилю Басаеву, в тот период, когда Басаев занимал пост чеченского премьер-министра. По его словам, эти деньги предназначались для восстановления цементного завода, но он признает, что они могли быть использованы и для других целей.
"Контролировать, как он расходовал эти деньги, не входило в мои обязанности", - сказал Березовский, добавив, что российские работники органов безопасности были в то время осведомлены об этом подарке, хотя и не были им довольны.
Березовский также принимал участие в переговорах об освобождении похищавшихся в Чечне людей. По его словам, ему удалось договориться о возвращении свободы 64 заложникам, хотя в то время его критиковали за то, что, согласно сообщениям, он платил за заложников выкупы, которые только подогревали торговлю людьми.
Он отрицает, что платил выкупы во всех случаях, кроме одного: когда речь шла о журналисте НТВ, но признает, что все же делал материальный вклад в форме компьютеров и других ходовых товаров.
Несмотря на противоречивую природу его участия, Березовский удостоился похвалы высших российских официальных лиц, включая нынешнего советника Путина по национальной безопасности Владимира Рушайло, за свои усилия в деле освобождения захваченных людей в середине 90-х годов. Британское правительство также выражало ему свою признательность.
Даже сегодня Березовский сохраняет контакт с лидерами чеченских сепаратистов. Он встречался здесь [в Англии] в среду с Ахмедом Закаевым, представителем чеченского президента Аслана Масхадова, которого в Москве считают террористом и более не признают официально.
"Я помогаю ему восстановить здоровье", - сказал Березовский. "Он пострадал во время войны и сейчас находится в больнице. Если они называют это помощью террористам, тогда я действительно это делаю".
Березовский сказал, что он решил выступить со своими обвинениями об участии официальных лиц в организации взрывов жилых домов публично, потому что опасается, что Кремль попытается помешать ему. Хотя российские газеты сообщали, что Березовский собирается представить в феврале свои "доказательства" в виде видеодокументов, в интервью он сказал, что не будет обсуждать этот вопрос.
"Моя цель состоит в том, чтобы инициировать реальное расследование", - сказал он.
Затем он прочел вслух отрывок из письма, которое он и члены парламента получили от дочерей женщины, убитой в результате одного из московских взрывов.
"Пожалуйста, помогите нам узнать, кто убил нашу мать", - писали женщины, Татьяна и Елена Морозовы.
"Ни один из них не ответил на это письмо", - сказал он.