В среду правительство России предварительно одобрило два закона, которые приведут к жесткому ограничению иностранного участия в разработке нефтегазовых месторождений. На бумаге будет зафиксировано то, что уже упрочилось на практике.
Один из этих законов запретит иностранцам покупать контрольные пакеты акций предприятий аэрокосмической, оборонной и атомной промышленности. В этом же законе, однако, говорится, что все прочие отрасли будут в равной мере открыты как для российского, так и для иностранного капитала.
По словам инвесторов, данные правила, разработка которых заняла два года, - это не стоп-сигнал, а светофор, который упорядочит приток капиталов в Россию. Будут упорядочены также ограничения в сфере национальной безопасности - сейчас эта безопасность обеспечивается в каждом случае специальными мерами.
Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики, заявил, что новая система "будет способствовать формированию предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов".
Федеральная служба безопасности, преемница КГБ, будет изучать информацию об иностранных компаниях, намеренных инвестировать в какую-либо из 40 отраслей промышленности, упомянутых в законе.
В среду правительство одобрило поправки к законопроекту, приблизив тем самым его окончательное принятие в парламенте. Введение указанных правил отражает тенденцию к протекционизму, также свойственную Европе и США.
Президент Владимир Путин, поручивший проработать параметры ограничений в 2005 году, как ожидается, подпишет законопроект уже весной, после чего он станет законом. Однако правительство, похоже, восприняло предложенные правила неоднозначно. Министр экономического развития Герман Греф, более либеральный, чем его коллеги по кабинету, заявил, что Россия рискует оказаться изолированной от иностранного опыта.
"Идея о том, что мы должны управлять всем сами, крайне опасна, - передает его слова агентство Associated Press. - Коллеги, нам нужно честно признаться, что у нас нет должной системы управления".
Наибольшие ограничения предусмотрены законом, который устанавливает лимиты на участие иностранцев в разработке месторождений нефти, природного газа, ряда металлов и минералов. Иностранным компаниям будет разрешено участвовать в разработке месторождений объемами не более 500 млн баррелей нефти, 50 млрд кубометров газа, 50 тонн золота и 500 тыс. тонн меди, сообщает агентство "Интерфакс" со ссылкой на неназванный источник в правительстве.
Юрий Трутнев, министр природных ресурсов, сказал, что данные правила не будут применяться задним числом к иностранным компаниям, которые уже участвуют в более крупных проектах на территории России.
Кроме того, закон запретит иностранцам участвовать в шельфовых разработках, независимо от размера месторождений, а также в развитии территорий, имеющих важное оборонное значение. Предусматривается более активное участие спецслужб в наблюдении за российским энергетическим сектором, который сейчас переживает бум.
Закон о природных ресурсах не позволит, например, расширять свою деятельность в России совместному британо-российскому предприятию ТНК-BP. С момента его основания в 2003 году оно обеспечивало большую часть общего роста балансовых запасов BP.
Во втором законе будут перечислены 40 отраслей, где в компаниях иностранцам не может принадлежать более 50% голосующих акций, сообщил Христенко, представивший проект правительству.
В широком смысле, сообщил он, категории, где контрольная доля иностранных инвесторов будет ограничена - это "производство специальной техники, производство вооружения и военной техники и авиастроение, космос, деятельность в области использования атомной энергии".
Рори Макфаркуар, исполнительный директор компании Goldman Sachs в Москве, заявил, что положительная сторона новых законов - это ясность, которая появляется у иностранных инвесторов. Обратная сторона медали - ограничения на деятельность крупных зарубежных энергетических компаний в России - уже и так хорошо известна.
"Никак нельзя сказать, что это исключительно российская мера", - говорит он, вспоминая, как в прошлом году американские политики оказывали давление на компанию DP World, принадлежащую правительству Дубаи. По соображениям национальной безопасности они стремились убедить ее не продавать портовые терминалы компании в США.
"Непонятно, насколько националистический дух эпохи выгоден России в целом. Однако это другой вопрос, и на него уже ответили. Сейчас мы говорим лишь о том, как закрепить этот ответ на бумаге", - считает Макфаркуар.
Эндрю Сомерс, президент Американской торговой палаты в России, защищающей интересы инвесторов из США, заявил, что компании в целом доброжелательно встретили два новых закона. Тем не менее он сказал: "Подобное законодательство может использоваться в целях протекционизма, поскольку определение национальной безопасности может трактоваться очень широко".