Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 февраля 2007 г.

Юрий Ушаков | Los Angeles Times

Из России с симпатией

Вашингтон и Москва должны уйти от состояния не-дружбы и не-вражды

Россия и Соединенные Штаты стоят перед лицом многочисленных опасностей и проблем, требующих от них сотрудничества. Ни одна из двух стран не хочет победы экстремизма, распространения оружия массового поражения и интенсификации региональных конфликтов, несущих дестабилизацию и насилие. Достойно упоминания - особенно в этом году, когда исполняется 200 лет дипломатическим отношениям между нашими странами, - о том, что нас объединяют не только общие интересы, но и общие ценности, причем в большей степени, чем многие признают.

В наших отношениях за последние 200 лет, можно сказать, были взлеты и падения. Россия поддерживала американские колонии во время Войны за независимость. В период Второй мировой войны мы были союзниками, но потом стали злейшими врагами в холодной войне и на протяжении почти полувека нацеливали друг на друга ракеты. Однако даже в самые черные дни мы умели находить прагматические пути для того, чтобы избежать катастрофы для наших стран и всего человечества.

После распада Советского Союза отношения между США и Россией претерпели фундаментальную трансформацию, и теперь мы совместно действуем такими способами, которые 15-20 лет назад были бы затруднительны.

Однако в настоящий момент, откровенно говоря, отношения у нас непростые. В период холодной войны приходилось тяжело, но парадоксальным образом сейчас не менее трудно быть партнерами и друзьями. Россия гордится своей традицией независимости, и, как бы мы ни уважали американский образ жизни, мы не можем позволить другим определять нашу внутреннюю и внешнюю политику. Как любая независимая нация, Россия хочет сама принимать решения на основе собственных представлений, интересов и приоритетов.

По правде говоря, если цена за дружбу с США - любить все, что Соединенные Штаты любят, и ненавидеть все, что они ненавидят, это не может вызвать в Москве ничего, кроме раздражения. 1990-е годы, когда Россия относилась к США с неким почтением, давно позади.

Особенное беспокойство вызывает сейчас тенденция в публичном дискурсе США в первую очередь винить во всем Россию. Вспомните только, как быстро, даже без знакомства со свидетельствами, все накинулись на Россию, обвиняя ее в инциденте с отравлением полонием в Лондоне. В мгновение ока был возрожден образ России в стиле КГБ. Такой же подход - "сначала обвиняй, потом ищи доказательства" - был продемонстрирован в связи с убийством журналистки Анны Политковской и банкира Андрея Козлова. Никто не заметил, что в России эти трагедии вызвали не меньшее потрясение.

Россию часто обвиняют в "энергетическом империализме" - в использовании экспорта нефти и газа в качестве инструмента международной политики. Однако правда в том, что Россия и даже Советский Союз в прошлом никогда не нарушали обязательств по поставкам клиентам, которые полностью оплачивают свои счета. Вопреки обвинениям, выдвинутым против нас, мы поставили Европе и другим потребителям все до кубометра газа и барреля нефти в соответствии с контрактами. В отношении Украины и Белоруссии мы переходим на рыночные цены, сворачивая тем самым практику экономических субсидий этим странам. Что в этом плохого? Никто не требует, чтобы Соединенные Штаты обеспечивали субсидиями Канаду, Мексику или, если уж на то пошло, Кубу. Наша цель - построить стандартные деловые отношения с каждой страной, и это ничего общего не имеет с "энергетическим империализмом".

Американские СМИ и аналитические центры любят критиковать Москву за то, что она не шагает в ногу с США по ряду важных международных направлений - в частности, речь идет о наиболее острой проблеме ядерного оружия в Иране. Суть российской позиции сводится к тому, что мы поддерживаем право Ирана на разработку мирной атомной энергетики и выступаем против атомного вооружения Ирана. Что самое важное, мы убеждены, что решение должно быть достигнуто путем переговоров с Тегераном, а не путем изоляции и конфронтации. Что касается Ирака, я надеюсь, многие помнят, что именно мы советовали Соединенным Штатам четыре года назад.

Нас обижает мнение, порой звучащее в Вашингтоне, что Россию можно использовать, когда она нужна, и пренебрегать ею или даже оскорблять ее, когда она не придерживается американских ориентиров. Россия не нуждается в особых привилегиях или помощи США, но мы требуем уважения, чтобы выстраивать двусторонние отношения. Мы также надеемся, что наши политические интересы будут признаваться.

Прошло много лет с тех пор, как США и Россия перестали быть врагами, однако не стали мы и в полном смысле союзниками. Обвинять и бранить друг друга, к сожалению, в последнее время проще, чем делать что-то позитивное. Мы должны научиться быть друзьями, научиться сотрудничать в современном мире, а это предполагает взаимные уступки.

Обе страны должны оставить в стороне старые привычки и стереотипы и, что еще более важно, не создавать новых. Мы должны рука об руку работать над обеспечением безопасности и благосостояния наших граждан, русских и американцев. Альтернатива - когда каждый идет отдельным путем в борьбе с самой серьезной проблемой нашего времени - слишком опасная перспектива, чтобы ее рассматривать.

Юрий Ушаков - посол России в США.

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru