Судя по опыту Грузии в недавние годы, борьба с коррупцией и строительство демократии - это разные вещи, утверждает обозреватель Foreign Policy Кристиан Кэрил. Президент Саакашвили счастлив: администрация Обамы похвалила его за помощь в Ираке и Афганистане, а также за недавний жест, который помог разрядить напряженность в отношениях с Россией, говорится в статье.
Вдобавок Всемирный банк высоко оценил антикоррупционную кампанию в Грузии. Автор согласен с этой оценкой. Ситуация в Грузии колоссально улучшилась за последние 10 лет, страна почти по всем направлениям намного опережает соседей - Азербайджан и Армению, отметил Марк Маллен из Transparency International.
Однако в докладе Всемирного банка звучат и тревожные нотки: в нем сказано, что в Грузии "не завершена программа реформ институтов, необходимая, чтобы обеспечивать прочность результатов борьбы с коррупцией, - создать крепкую систему сдержек и противовесов".
Оказывается, в последние годы в Грузии усилилась власть центрального правительства, поясняет Кэрил. В свежем рейтинге свободы прессы, подготовленном Reporters without Borders, Грузия оказалась лишь на 104-м месте - ниже Чада и Габона. "Партия Саакашвили контролирует все крупные посты в исполнительной власти, господствует в парламенте и в судебной системе", - говорится в статье.
Правда, недавно были проведены реформы по передаче полномочий от президента парламенту. Скептики говорят, что Саакашвили вполне может поступить "по-путински" - стать премьер-министром по истечении президентского срока, пишет автор статьи, рассказывая, что ему в интервью Саакашвили ответил о планах уклончиво: "Совершенно не собираюсь высказывать гипотезы о своем будущем - не хочу сам себя делать "хромой уткой".
Саакашвили ушел и от ответа на вопрос, тревожит ли его состояние грузинской демократии, считает обозреватель. Грузинский президент заговорил об оппозиции - обвинил ее в попытках "сорвать политический процесс в целом, путем "спрямления пути", радикальных действий или даже крупных денежных вливаний".
Линкольн Митчелл из Колумбийского университета полагает: Саакашвили и его окружение внесли поправки в конституцию, чтобы обеспечить себе преимущества на выборах. "Результат - классический образчик системы, где есть все внешние признаки либеральной демократии, но почти отсутствует подлинная политическая конкуренция", - заключает автор. "Выборы настолько хороши, насколько это возможно при условии, что оппозиции не дают шансов на победу", - замечает Митчелл.
Маллен разделяет его мнение. На его взгляд, проблема в убежденности грузинских руководителей, что "они-то знают, что нужно сделать, а население этого не знает". Пока рейтинг Саакашвили высок, поскольку он заботится о качестве государственного управления, хотя и рушит демократические институты. "Но Маллен гадает, долго ли будут мириться с этим граждане, к которым относятся покровительственно, и оппозиция, все более оттесняемая на обочину", - говорится в статье.