Хафез Асад построил свою тиранию по образцу СССР, а теперь путинская автократия поддерживает Башара Асада, заявляет в статье, опубликованной The Wall Street Journal, Фуад Аджами, старший научный сотрудник Hoover Institution, сопредседатель Hoover's Working Group on Islamism and International Order. "Сирийская тирания позволяет России вновь почувствовать себя великой державой", - замечает автор.
Путин многое вложил в Сирию, как и в другие региональные диктатуры, полагает автор. "На кон поставлены философские и идеологические соображения", - утверждает он, сообщая, что в России на Путина ополчился средний класс, а бывшим сторонникам надоело его "мафиозное государство". По мнению Аджами, на декабрьские митинги за честные выборы Путин отреагировал так же яростно, как арабские правители - на "арабскую весну". При этом обвинения в адрес посла Макфола поразительно похожи на обвинения сирийской стороны в адрес посла США в Дамаске Форда.
Россия бездействовала, когда пали тираны в Тунисе и Египте, а по вопросу о Ливии воздержалась в Совбезе ООН, что дало западным демократиям простор для смещения Каддафи. "Сирия дает России шанс исправить совершенную ошибку", - говорится в статье. "Как уверяют российские стражи власти, демократии разбушевались, и следует установить пределы дозволенного, встать на защиту автократической клики стран. В российской истории долгие периоды затишья чередуются с внезапными мятежами".
По мнению Аджами, ситуация в Сирии подпитывает "еще одну идею-фикс России - ислам". Российское руководство видит в Сирии собственное отражение - полагает, что там "секулярная тирания воюет с радикальными исламистами". Администрация Обамы и европейцы ранее также придерживались этой точки зрения, но отказались от нее.
В ООН ситуация безвыходная, считает автор статьи: сторону "жестокого режима Дамаска" приняли наряду с Россией Индия, Бразилия и Южная Африка. "Скорее всего, исход сирийского конфликта решится на местах", - заключает автор.