Все происходило как в фильме "Топкапы". Кроме финала, ибо воры все еще на свободе. Топкапы, один из самых известных музеев в мире, был ограблен три дня назад бандой охотников за драгоценностями, обчистившими зал с сокровищами. Похищены девять предметов, в том числе печать султана, монограмма и веер, инкрустированный перламутром. Питер Устинов мог бы гордиться.
Как и в фильме, в котором снималась и Мелина Меркури, как написала вчера газета Aksam, злоумышленники под покровом сумерек прошли по крышам дворца, возвышающегося над городом двух континентов. Днем отсюда открывается самая красивая панорама в Турции - с мостами через Босфор, Голубой мечетью, бывшим храмом Святой Софии, площадью Султанахмета, над которой раздается голос муэдзина. Но позапрошлым вечером похитители могли работать совершенно спокойно, в тишине, которая опускается каждую ночь на гарем и сераль, после того как закрываются ворота и уходят последние туристы (ежегодно здесь бывает больше миллиона человек).
Они спустились в центральный павильон, отключили сигнализацию и завладели очень ценными экспонатами: печатью в форме страусиного яйца, украшенного глазурью, золотом и бриллиантами, созданной по эскизу султана Махмуда II (1808-1839), монограмму султана Абдулхамида I, правившего с 1774 по 1789 годы, и веер из дерева, инкрустированный перламутром.
Большой комплекс Топкапы, с шикарными садами, вековыми деревьями, редкой фауной и прекрасным рестораном, раскинулся между Европой и Азией, в районе бухты Золотой Рог. В течение четырех веков, во времена господства Оттоманской империи, здесь располагалась резиденция султанов, со временем она расширялась и стала походить на самый настоящий город, с улицами и площадями, где протекала официальная жизнь Оттоманской Порты. Гарем, в настоящее время Мекка многочисленных туристов, находится в части, скрытой от глаз и солнца. В 1924 году весь комплекс был превращен в музей Ататюрка, основателя современной Турции.
Много раз злоумышленники пытались завладеть сокровищами этого уникального дворца, потому что Топкапы с его драгоценностями всегда привлекал внимание преступников и авантюристов. Этот дворцовый комплекс стал местом, где совершаются самые невероятные преступления, описываемые в литературных произведениях и в кино.
"Воры оставили много следов, - заявил вчера директор музея Ильбер Ортайлы, один из самых известных и авторитетных историков Турции, - полиция все еще занимается расследованием". Эти слова, кажется, дают надежду на то, что похищенное будет возвращено в музей.
Все произошло так же, как в знаменитом фильме Жюля Дассена (1964). В основе фильма - роман Эрика Амблера. В фильме похитители проникают в зал через купол и похищают знаменитый кинжал, рукоятка которого украшена изумрудами. Вчерашние воры действовали аналогичным образом. Только Питер Устинов и его сообщники по сценарию в самом конце совершали фатальную ошибку.
В этой истории с турецким музеем можно с полным основанием утверждать, что реальность порой полностью воспроизводит фантазию.