Согласно сверхсекретным документам, Агентству национальной безопасности США разрешено перехватывать информацию, касающуюся всех стран мира, кроме четырех, утверждает The Washington Post. С этими четырьмя странами - Великобританией, Канадой, Австралией и Новой Зеландией - у США есть договоренности об отсутствии взаимного шпионажа, поясняют журналисты Эллен Накасима и Бартон Джеллмен. Вкупе эти страны (вместе с США) называются "Пять глаз".
Секретный юридический сертификат от 2010 года и другие документы указывают: АНБ даны гораздо более "гибкие" полномочия, чем считалось раньше. "Эти полномочия позволяют ведомству перехватывать через американские компании не только корреспонденцию иностранных объектов слежки АНБ, но и любую корреспонденцию об этих объектах", - говорится в статье.
"В сертификате, одобренном Судом по делам слежки за иностранной разведкой и включенном в набор документов, которые несанкционированно огласил Эдвард Сноуден, перечислены 193 страны, которые могут представлять правомерный интерес для американской разведки. Сертификат также разрешил агентству собирать разведданные об организациях, в числе которых Всемирный банк, МВФ, ЕС и МАГАТЭ", - говорится в статье.
Не факт, что АНБ следит за всеми государствами и организациями, упомянутыми в сертификате, аффидевитах и сопровождающем их приложении. "Ведомство всего лишь получило полномочия на эту слежку. И все же, по словам борцов за гражданского права, это имеет далеко идущие последствия для тайны частной жизни, поскольку широк "спектр" людей, которые могут вести переписку об иностранных правительствах и организациях, а также людей, чья переписка может заинтересовать власти США", - говорится в статье.
"Эти документы демонстрируют как потенциальный масштаб деятельности правительства по слежке, так и крайне скромную роль, которую суд играет в надзоре над этой деятельностью", - говорит Джамил Джаффер, заместитель юридического директора American Civil Liberties Union, ознакомленный с описанием этих документов.
Сотрудники АНБ отказались дать комментарии о сертификате и признать его подлинность. "Они сделали акцент на ограничениях, наложенных на сбор разведданных за границей. Сбор должен иметь отношение к некому необходимому условию, касающемуся иностранной разведки (таких условий тысячи). Разведслужбам эти условия диктуют президент, директор национальной разведки и несколько департаментов посредством документа, известного как "Структура приоритетов национальной разведки", - говорится в статье.
Бывшие чиновники заметили, что в сертификате было бы рационально перечислить все страны, даже те, чьи дела, на первый взгляд, напрямую не затрагивают внешнюю политику или интересы национальной безопасности США. Возможна ситуация, когда в дружественной стране случится гуманитарная катастрофа и американские военные должны будут "срочно прибыть туда и эвакуировать всех американцев", сказал бывший высокопоставленный чиновник Пентагона, пожелавший остаться анонимным. "Если бы страна не была включена в список в том сертификате", АНБ не имело бы законного права собирать разведданные, пояснил он.
"Документы проливают свет на недостаточно хорошо понимаемую процедуру, которая играет центральную роль в одной из важнейших программ слежки АНБ: сборе электронных писем и телефонных разговоров иностранных объектов слежки в соответствии с Разделом 702 "Закона о поправках к FISA" ("Закон о слежке за иностранной разведкой") от 2008 года", - пишет газета.
В соответствии с законом Суд по делам слежки за иностранной разведкой ежегодно одобряет три сертификата. Один из них - вышеупомянутый "сертификат касательно правительств иностранных стран", как называет его газета. Его подписывают генпрокурор и директор национальной разведки США. "Согласно документам и словам бывших чиновников, остальные два сертификата касаются контртеррористической деятельности и противодействия распространению ядерного оружия", - пишет газета.
Хотя "Закон о поправках к FISA" развился из попыток урегулировать законами программу слежки, в результате появилась гораздо более широкомасштабная программа.
В аффидавите в поддержку сертификата от 2010 года сказано: АНБ полагает, что иностранцы, избранные для слежки, "владеют иностранными разведданными, касающимися этих иностранных держав, могут, как ожидается, получить эти данные и (или), вероятно, сообщать их".
Газета комментирует: "Эти формулировки могут разрешить слежку за учеными и журналистами, а также исследователями-правозащитниками". Например, возможна слежка за швейцарским ученым, располагающим информацией о позиции правительства Германии накануне международных торговых переговоров. "Если американский профессор перешлет своему коллеге электронный адрес и телефон швейцарского профессора по электронной почте, то, согласно правилам программы, одобренным судом, послание американца тоже может быть перехвачено", - говорится в статье.
По данным газеты, есть исключения даже из соглашений об отсутствии шпионажа со странами "Пяти глаз". "Основная таргетирующая система АНБ автоматически отфильтровывает телефонные звонки из Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, но не звонки с 28 суверенных территорий этих стран - например, с Британских Виргинских островов", - говорится в статье. Согласно бюллетеню о политике АНБ, распространенному в апреле 2013 года, "отфильтровка" кодов этих территорий замедлила бы работу системы.
Со своей стороны, официальный представитель АНБ Вейни Вайнс заявила, что ее ведомство может следить только за иностранцами, которые, "как обоснованно считается, находятся за пределами США", говорится в статье.