"Газпром", крупнейшая газовая компания мира, давно является отдельным государством внутри России. Это предприятие было создано из старого советского министерства газовой промышленности. Оно ни с кем не считается, и, когда это ему удобно, платит налоги, обеспечивая существенную часть всех налоговых поступлений страны. Одни из самых ценных российских активов были изуродованы в результате злоупотреблений и неправильного руководства. "Газпром" - это не просто 8% валового внутреннего продукта: это история того, как из-за непрофессионализма и непрозрачного корпоративного управления задерживается развитие потенциально богатой экономики.
Обычно взятие Кремлем какой-либо компании под свой контроль вызывает серьезную озабоченность. Но в данном случае, несмотря на то, что председателем правления был назначен ставленник президента Владимира Путина, появились надежды на повышение эффективности управления газовым гигантом.
Алексею Миллеру предстоит решать массу проблем. Из-за низких объемов инвестиций компания не может удовлетворять спрос. Объемы ее доходов снижаются. При этом "Газпром" купил бесчисленное количество акций производственных предприятий, банков, СМИ и отелей. Крупные активы были переданы зарегистрированной во Флориде торговой компании с непонятной структурой собственности. Какие преимущества все это дает "Газпрому" - неясно.
Правительство может помочь решить проблемы компании, если повысит очень низкие потребительские цены, особенно для неэффективных промышленных потребителей. Необходимо повысить прозрачность тарифов на газ. Это первые шаги. Правительство планирует реструктурировать электроэнергетику. То же самое необходимо сделать с газовым сектором.
"Газпром" занимает на рынке практически монопольное положение. Нефтяным компаниям отказано в доступе к газопроводам, и они вынуждены либо продавать свой газ "Газпрому" по нелепо низким ценам, либо сжигать его. "Газпром" поглотил региональных и местных поставщиков газа. Необходимо отделить друг от друга процессы производства и транспортировки, разбить газовый гигант на части.
Конечно, есть вероятность того, что изменения в "Газпроме" не приведут ни к чему, кроме смены кланов, а прибыли потекут в правительственную казну или в карманы новых руководителей. У Миллера мало опыта работы с корпорациями. Может быть, он не справится с запутанным клубком корыстных интересов внутри "Газпрома". Ему необходима полная поддержка Кремля.
Если Россия хочет, чтобы газовая промышленность оставалась ее ценным ресурсом, смена руководства ненасытной монополии должна быть всего лишь одной из предпринимаемых мер. Только открытая конкуренция поможет достичь того, что интересы потребителей и акционеров будут учитываться прежде, чем интересы инсайдеров.