Название "Газпром" служит синонимом бесстыдного богатства, государства в государстве, коррупции и семейственности. Но русские в действиях газового монополиста видят и положительные стороны: забота о собственных сотрудниках, такая, какую в России еще следует поискать. Кто попал под сень концерна, тот обеспечен всем необходимым - от водителя до председателя правления. Внедриться в такую структуру для постороннего чрезвычайно сложно. Даже для первого человека в Кремле, о котором говорят, что он способен на многое.
Владимир Путин вытеснил Рэма Вяхирева, который в течение долгих лет возглавлял "Газпром", с насиженного им места, подтвердив тем самым свою решительность. Эйфория как реакция биржевиков и некоторых наблюдателей, которые приравнивают это увольнение к выстрелу стартового пистолета, давшему сигнал к давно назревшему реформированию "Газпрома", выглядит понятной.
Последуют ли за отставкой реформы, остается пока непонятным. Потому что тому, кто отважится на реформирование, придется разбираться в коррумпированном прошлом прежнего руководства. Однако ходят слухи, которым совсем не хочется верить: якобы уже в конце июня изгнанный Вяхирев может быть избран председателем совета директоров.
О глубоком реформировании, похоже, просто некому думать - тем более, что самообогащение правящей касты уже в течение столетий является частью системы. Раньше это называлось "кормлением". В его основе - молчаливое взаимное согласие чиновничества и руководства с тем, что лояльность должна поощряться из дополнительных источников. Если кто-то становится слишком смелым или если подданный попадает в немилость, то в дело вступает царь. Как сейчас Путин. Из этой традиции проистекает та невообразимая связь политики и экономики, которая блокирует многие процессы и тормозит прогресс в России.
Пока не видно каких бы то ни было подвижек в этом направлении, осуществляемых под руководством Владимира Путина. Наоборот. Надежда на перемены безосновательна. У главы Кремля просто недостаточно власти, чтобы сломать такие гигантские структуры, как "Газпром" и армия - даже если бы ему этого и хотелось. А уверенности в том, что он этого хочет, нет. Его кремлевская команда, составленная только из самых верных приближенных, в любом случае находится - и это повсеместно - у богатых кормушек. Точно, как стая голодных волков