Американская система ПРО в Центральной Европе превращает ее в пороховую бочку, предостерег президент России. На полигонах в Плесецке и Капустином Яре его одетые в военную форму соотечественники тестируют управляемое оружие, новую усовершенствованную межконтинентальную ракету и новую крылатую ракету. Ракета под названием РС-24 должна быть в состоянии превзойти американскую конкурирующую систему ПРО. На ней может быть размещено до 10 независимо управляемых боеголовок, а в ближайшие 5 лет подобные ракеты заменят устаревшие оружейные системы. Другая ракета, Р-500, предназначенная для ракетного комплекса "Искандер", должна остаться незамеченной радаром.
Во избежание недоразумений московский эксперт по вопросам разоружения Евгений Мясников пояснил, что размещенные на территории Калининградской области российские ракеты будут в состоянии поражать американские ракетные установки, размещенные на территории Польши, а на юге - где размещены первые ракеты для "Искандера" - в пределах досягаемости находится Грузия.
Как же быть тогда с пороховой бочкой и с ненужным риском для системы международных и европейских отношений, о котором говорил Путин? Мирные ракеты против милитаристов, как во времена, казалось бы, оставшейся в прошлом холодной войны? Возвращение баланса устрашения, гарантированного в случае войны на взаимное уничтожение? Другими словами, конфронтация, отказ от риторики мирного сосуществования?
Не все так просто. Договорная основа, призванная положить конец гонке вооружений, сделать возможным контроль над вооружениями и в конечном счете - всеобщее разоружение, сегодня стоит под большим вопросом. Пять лет назад США вышли из заключенного с Советским Союзом договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, предусматривавшего также и отказ от создания новых систем ПРО.
Провозглашенная после прихода к власти Джорджа Буша оборонная доктрина США сознательно подрывает существующие договоренности, предусматривая разработку новых видов ядерного оружия, новых ракет-носителей и систем ПРО. Теперь и русские подтягивают свою военную доктрину с оглядкой на американцев.
Кроме того, бывшие государства-члены Варшавского договора после его аннулирования и развала охватываемого им политического лагеря переметнулись на другую сторону. Предстоящий визит Буша именно в этот регион подчеркивает произошедшую смену ворот. Бывшие советские республики - три государства Балтии - уже прочно интегрированы в западное сообщество, в других - на Украине, в Грузии и Азербайджане - влиятельные политические силы стремятся последовать этому примеру.
Российское руководство считает, что находится в геополитической обороне. Оно и само внесло вклад в это; использование природных ресурсов становится неадекватным ответом на восточную экспансию Запада на тех территориях, которые российские политики называют "ближним зарубежьем" и которые многие из них рассматривают на самом деле как удаленные российские.
Это не ново. Необходимость замены устаревшей системы вооружений на новую впервые признало не путинское руководство. Руководство в Москве, как и руководство в Вашингтоне нельзя лишить права на обеспечение сохранности территорий и безопасности населения. За этим, однако, скрываются как расхождения в оценке ситуации в мире, так и принципиально различные цели в глобальной политике. США являются глобальной гегемонией - для этого они имеют все предпосылки, прежде всего экономические. Россия стремится к многополярному миру: признанию существования нескольких силовых центров в мире, что соответствует также устремлениям Индии и Китая и отнюдь не противоречит интересам европейцев.
Что касается ЕС, то раскол стран континента на "старых" и "новых" европейцев США только на руку. США изо всех сил тормозят экономическую и политическую консолидацию Европы, стараясь предотвратить появление еще одного мощного центра мировой политики. Размещение элементов системы ПРО на территории Польши и Чехии также способствует этому. Ракетная программа России еще больше усугубит раскол. Российский проект вполне логичен с военной точки зрения, но он противоречит политическому рационализму, который подсказывает, что России следовало бы стремиться к сотрудничеству с единой Европой. Однако для этого в России пока что отсутствует другая предпосылка - свободное развитие российской демократии. Путь до нее еще долог.