В воскресенье кинематографический мир соберется в Голливуде на самое крупное событие года - вручение премий "Оскар". Но в последнее время эта церемония связана не только с премией - гораздо важнее то, что на вас надето в тот момент, когда называют ваше имя.
Эта неделя, соглашаются все они, всегда "сумасшедшая". Так же часто звучит прилагательное "маниакальный", хотя его опережает по частоте употребления "идиотизм" и абсолютный лидер - "безумие".
"Grammy, British Award, награды Британской академии, недели моды, - стенает стилист одной звезды, перечисляя эти названия как молитвы по четкам. - К тому моменту, когда дело доходит до "Оскара", я уже прошу только одного: отправьте меня в санаторий, НЕМЕДЛЕННО".
Пожалейте стилистов звезд: каждый год, каждый день в последнее время, он (или она) должен обеспечивать появление своего клиента на страницах глянцевых журналов в рубрике "Лучший наряд", а не выход на красный ковер в костюме лебедя, как это сделала Бьорк в 2001 году, и не допустить, чтобы они попались где-нибудь за выгуливанием собак не в лучшем виде. И нигде звезде не важно выглядеть так хорошо, как на самом красном из всех красных ковров - на церемонии вручения премии "Оскар".
В это сложно поверить, но некогда, в не таком уж далеком прошлом, главным на "Оскаре" были фильмы. Сейчас на этой церемонии, которая состоится в воскресенье, наряды имеют не меньшее, если не большее значение.
Появитесь там хорошо одетой, как Кэтрин-Зета Джонс в 2004 году, когда она предстала перед камерами в красном платье от Versace, - и вам обеспечена репутация королевы стиля; придите плохо одетой, как Шер в 1985-м в своем впечатляющем наряде, представлявшем собой дань уважения "Поцелую женщины-паука", - и этот образ будет преследовать вас до конца жизни.
Карьера телеведущей Джоан Риверс пошла резко в гору, когда она стала комментатором одежды на церемонии "Оскар". В новостях об этом событии слова о самом лучшем наряде будут звучать чаще, чем о номинантах на лучшего исполнителя роли второго плана.
И так же, как участники зациклены на моде и стиле, мир моды не в меньшей степени одержим церемонией вручения премий - в особенности это касается премии "Оскар". "Красная ковровая дорожка сейчас важнее, чем язык подиума, так как это мероприятие видят на миллионы людей больше, чем показы мод, и это означает, что миллионы людей захотят одеться так же", - говорит Фиона Маинтош, автор колонки в журнале Grazia. - Всего лишь несколько лет назад модельеры воспринимали кинозвезд как второсортный товар. Но теперь, когда они стали лучше одеваться, модельеры осознали, насколько влиятельны они могут быть, и торопятся заполучить их любовь".
Эми Эстли, редактор журнала Teen Vogue, уделяющего много внимания моде и знаменитостям, говорит: "Когда я была молода, церемонию "Оскар" смотрели не ради моды. Актрисы хотели, чтобы их воспринимали всерьез, поэтому не стремились запомниться своими туалетами. Теперь рекламные кампании фильмов часто прямо-таки строятся на том, что исполнительница главной роли должна хорошо выглядеть на красной ковровой дорожке и вне ее".
"Люди присматриваются к хорошо одетым звездам, которые становятся для них примером для подражания, - говорит Макинтош. - Когда же люди смотрят на моделей, то думают, что те просто надели то, что им сказали".
Ирония состоит в том, что сегодняшние звезды и выглядят хорошо благодаря тому, что точно так же носят то, что им говорят, как какая-нибудь Синди Кроуфорд. А положил начало всему этому усатый мужчина в берете, который выглядит словно музыкант, играющий на мандолине в каком-нибудь греческом приморском кафе, но вместо этого он сидит напротив меня в нью-йоркском кафе во время Недели высокой моды и с аппетитом поглощает сытный сэндвич.
Филип Блок стал первым стилистом звезд в нынешнем смысле. Он начал свою карьеру с работы модели (он рассказывает, что несколько раз его фото было на обложке журнала Oh Boy!), в 1993 году перебрался в Нью-Йорк, где и обнаружил потенциал в союзе звезд и мира моды. "Раньше модельерам это не приходило в голову, если не считать Armani и Versace. Для всех остальных это было в новинку".
Гламурный стиль Блока и его способность выбрать наиболее подходящий наряд для клиента любого возраста (самими старшими из его клиентов были Фэй Данауэй и Жаклин Биссет, хотя он отмечает, что они были очень темпераментны) принесли ему легендарную популярность.
На пике своей славы в конце 1990-х он одевал для "Оскара" по меньшей мере 10 звезд: "Сэнди! Джим! Гэбриел! Дженнифер! Сальма!" - выкрикивает он (это, к слову сказать, Сандра Баллок, Джим Керри, Гэбриэл Бирн, Дженнифер Лопес и Сальма Хайек). Многие из них с тех пор перешли на следующую ступень, но он не унывает: "Звезды меняются - они меняют мужей, меняют рекламу, меняют своих стилистов".
Иногда он работает над стилем целой пары - как в случае с Джимом Керри и Лорен Холли или с Уиллом Смитом и Джадой Пинкетт. "Они должны гармонировать и дополнять друг друга", - говорит он. Но самое главное - "подчеркнуть их индивидуальность", одеть их для роли победителей.
Одним из самых нашумевших его триумфов стало платье мало тогда известного модельера Эли Сааб, в котором Берри получала "Оскара" за лучшее исполнение главной женской роли в 2002 году. "Изначально я выбрал это платье для другой клиентки для Emmys, но я знал, что она не победит, а это платье победительницы", - вспоминает он. Блок сделал Сааб карьеру. "И не только ей! На самом деле Dolce & Gabbana тоже выиграли благодаря мне. Я помню, когда я только начинал, они вообще не интересовались знаменитостями. Они спрашивали: какая Гвинет?"
Однако знаменитости быстро усвоили преимущества, получаемые, когда звезды хорошо выглядят на публике: они заметили, что благодаря этому их чаще показывают по телевизору и их фото публикуют в журналах - а модельеры заметили, что благодаря этому их имена чаще упоминаются.
Самый успешный пример - Ума Турман в голубом шелковом платье от относительно мало известного тогда дизайнера Prada на церемонии вручения премий "Оскар" в 1995 году. Это появление помогло создать одну из самых известных в мире марку одежды. "Это не я одел ее в это платье, - сокрушается Блок, - но она выглядела великолепно".
Успех Блока сделал его самого звездой в Америке, где у него есть собственные телевизионные шоу и издано несколько книг. У него даже есть роль в новом художественном фильме "Невидимое". Он будет играть слепого человека, который подвергается насилию, что, как он признается, "было нелегко".
Многие последовали по его стопам. Джессика Пастер одевает Дженнифер Энистон, Ким Кэтролл и Наоми Уоттс. Другое известное имя - Андреа Либерман, стилист Дрю Бэримор и Гвен Стефани. Однако самый популярный стилист, о котором мечтает каждая начинающая звезда, - Рейчел Зоэ.
Зоэ, которую очень сложно заполучить, сегодня наверняка одна из самых влиятельных фигур в фэшн-индустрии. Помимо прочего, она является персональным стилистом таких людей, как Кира Найтли, Линдси Лохан, Николь Ричи, Кейт Бекинсейл - все они являются законодателями мод для прибыльного рынка подростковой одежды. Фирменный стиль Зоэ - это "шик 70-х, богемный гламур", который включает в себя роскошные винтажные блузки и платья, дизайнерские джинсы и художественный беспорядок в прическе - самый популярный стиль среди современных подростков и зрелых модниц.
Рейчел Зоэ говорит, что неделю моды в Нью-Йорке посвятила поискам подходящего туалета для церемонии вручения "Оскара" для Киры Найтли, номинированной на получение премии за лучшее исполнение главной женской роли. Нашла ли она что-нибудь? Долгий смех: "Я не скажу! Но могу сказать, что пару-тройку интересных моделей я видела:".
Учитывая, что стилисты обладают такими возможностями приносить славу маркам модной одежды, модельеры обхаживают их как могут. Берет ли Блок взятки? "Не то чтобы, - он несколько мгновений колеблется. - Но мне всегда приятно получить благодарность. Люди высылают мне одежду, и мне это нравится". Он снова ненадолго замолкает, пытаясь вспомнить забавную историю, которая бы продемонстрировала его бескорыстность: "Но вы знаете, я сделал кучу вещей для Valentino и не получил от них ничего. Разве что орхидею или еще какую-нибудь мелочь".
А вот Зоэ давно прошла ту стадию, когда ей дарят орхидеи. Дизайнеры так озабочены тем, чтобы сделать одежду, которую она сочтет подходящей, что иногда просят ее принять участие в разработке коллекций. "Да, такое часто бывает. То красное платье без бретелей от Calvin Klein, в котором Кира была на нью-йоркской премьере "Гордости и предубеждения" - я участвовала в его создании вместе с Франсиско" (Коста, креативным директором Calvin Klein). Каково же было ее участие? "Не особенно большое. Только ткань, покрой, стиль".
Даже если она в буквальном смысле не приложила руку к коллекции, ее почерк виден. Винтажные блузки, кукольные платья, огромные дизайнерские сумки, украшенные стразами открытые босоножки, жатые жакеты - все это стало общим местом коллекций модельеров, и все это является характерным для стиля Зоэ.
Если в прошлом стилисты нужны были только для крупных событий вроде "Оскара", то сейчас они сопутствуют своим клиентам в их каждодневной жизни. "Когда я работал, кумирами были такие актрисы, как Сэнди или Сальма, и я поддерживал с ними дружеские отношения, но это всегда было для меня только работой, - говорит Блок. - К тому же они постоянно были заняты на съемках. Другое дело у Рейчел. Сегодняшние девочки - Николь, Миша Бартон, сестры Олсен - увлечены больше вечеринками, а не карьерой - и я никого не хочу обидеть. Так что Рейчел может быть их приятельницей".
В настоящее время создалась такая ситуация, когда любая девушка, не являющаяся моделью, может стать знаменитой, если ей поможет в этом талантливый стилист. До того как за дело взялась Зоэ, Ричи и Лохан были далеки от звания мировой иконы моды: они носили плохо сидящие платья и рваные леггинсы и стремительно приближались к роли посмешищ. Как только Зоэ начала одевать их в Chanel и Missoni и отняла у них поводку для глаз, они превратились в принцесс - каждое их появление на публике усердно документируется в глянцевых журналах.
Осознание того, что можно изменить статус звезды просто за счет одежды, стало для знаменитостей важным открытием. Стилист, пожелавший остаться неизвестным, недавно работал с одной звездой, у которой были некоторые сложности с законом. "Я сделал так, чтобы она выглядела абсолютно безупречно каждый раз, когда выходила из дома, и скоро публика обо всем забыла". "Удачный внешний вид - это большое подспорье в карьере для некоторых людей, - говорит Зоэ, - но меня иногда шокирует, до какой степени в наши дни имидж решает все".
Блок согласен: "Я породил монстра!"
Проблема в том, что когда один и тот же стилист работает с несколькими звездами, многие из них становятся похожи друг на друга. Несмотря на всю истерию с секретностью вокруг туалетов звезд, на самом деле их угадать несложно. Наряд Найтли почти наверняка будет одной из моделей прошлого месяца, скорее какое-то громкое имя. "Для событий такого масштаба я обычно выбираю Chanel, Valentino, De la Renta, Dior, Chanel, YSL или Gucci. Они обычно шьют одежду для женщин с Парк-авеню, но я думаю, на юных девушках это будет смотреться свежо", - говорит Зоэ.
Блок и Зоэ, естественно, в один голос заявляют, что стилисты значительно улучшили антураж "Оскара". "Мы сделали звезд более роскошными, чем когда-либо, - говорит Блок, жуя сэндвич. - Сейчас выглядят хорошо все, кроме тех, кто преднамеренно себя уродует, чтобы привлечь внимание".