Во вторник и.о. премьер-министра Эхуд Ольмерт провел специальную встречу с целью обсуждения отношений с Россией на фоне того, как Москва, похоже, готова поддержать самых страшных врагов Израиля - Иран и "Хамас".
Россия делает все, что может, чтобы выработать компромиссное решение, которое позволит не передавать иранское ядерное досье в СБ ООН для введения санкций. А в конце этой недели Москву навестит лидер "Хамаса" Халед Машаль.
Для обсуждения ситуации Ольмерт созвал министра иностранных дел Ципи Ливни, министра обороны Шауля Мофаза, главу совета по национальной безопасности Гиору Эйлана и ведущих офицеров разведки. Россиян он не пригласил.
А если бы он это сделал, то вот что он услышал бы:
"Эхуд, не принимай это на свой счет, но вы, израильтяне, - близорукие и эгоцентричные люди. Вы думаете, что ваши интересы - это единственное, что имеет смысл в мире. Но у нас тоже есть интересы, и этим интересам соответствует и обогащение иранского урана, и переговоры с "Хамасом". Сейчас поясню.
В отношении иранцев, поверьте, мы не заинтересованы в том, чтобы у аятолл появилась возможность взорвать мир. Да упаси Боже, мы ж находимся как раз рядом с ними, и мы знаем, кто они и на что они способны. Мы дали им понять, что, если они не согласятся на наш компромисс по обогащению их урана, мы поддержим санкции в ООН, чтобы помешать им делать бомбы, так как, как я уже сказал, мы знаем, кто они и на что они способны.
Но, Эхуд, здесь замешаны и другие вопросы. Прежде всего, это деньги. Атомный реактор, который мы строим для Ирана в Бушере, стоит почти 1 млрд долларов. Я повторяю, 1 млрд долларов. Мы не Америка. Это большая сумма, и это те деньги, которые в случае введения против Ирана санкций ООН уйдут к другим контрактникам из других стран.
Санкции будут означать, что мы не сможем обслуживать Бушер или строить другие реакторы, которые хотят построить иракцы. Санкции будут означать, что мы не сможем продавать иранцам оружие, что тоже приносит нам миллиарды долларов.
Так что причины, по которым мы не хотим санкций, понятны. Но мы также не хотим увидеть ядерный Иран. Если обогащать уран будем мы, как мы делали это для государств, находившихся в советской сфере влияния, тогда мы сможем удержать иранцев от создания ядерных бомб и отразить санкции, которые навредят нам. Это ведь хорошо, не так ли?
Во-вторых, вы когда-нибудь слышали о Нагорном Карабахе, или армяно-азербайджанском конфликте, или о Каспийском море? Очевидно, нет, потому что вы слишком погружены в собственные проблемы. Но у нас тоже есть проблемка на юге между армянами и азербайджанцами. Я не хочу утруждать вас деталями конфликта, на фоне которого палестино-израильская проблема выглядит простой, но на стороне Армении сходятся иранские и российские интересы против интересов Турции, которая на стороне азербайджанцев.
Что касается Каспийского моря. Вы, израильтяне, внимательно отслеживаете, насколько поднимается или падает уровень озера Кинерет каждый день, и мы думаем, что это старомодно. Мы тоже наблюдаем за морем, за Каспием, и для нас это намного важнее.
Вокруг этого моря находятся пять государств, богатых нефтью и природным газом, и эти страны пытаются поделить, кто и что получает, и через какой трубопровод это пойдет на рынок. Россия и Иран - это две из этих стран. Другие - Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. И снова я не буду утомлять вас деталями, но по многим из этих вопросов интересы Ирана и России совпадают.
Так что, короче говоря, мы не хотим полностью отчуждать иранцев, потому что мы сотрудничаем с ними и в других сферах, которые для нас очень важны. И мы будем делать то, что должны, чтобы не отчуждать их.
Кроме того, вспомните, у нас есть собственная проблемка с мусульманскими радикалами в Чечне. Стоит только иранцам засунуть свои пальцы в этот котел, как и без того неспокойная ситуация еще больше ухудшится. И не говорите мне, что этого не будет, потому что иранцы - шииты, а чеченцы - сунниты. "Хамас" - тоже сунниты, а иранцы более чем готовы помогать ему.
Вы, израильтяне, часто говорите, что Россию включили в "квартет", чтобы нейтрализовать возможность Москвы причинять ущерб на Ближнем Востоке. Я слышал, как в отношении россиян вы цитировали грубый комментарий Линдона Джонсона об Эдгаре Гувере - пусть он лучше писает из палатки на улицу, чем наоборот.
Ну так вот, мы говорим то же самое об иранцах. Мы не хотим пускать их с радикальным исламским фундаментализмом на Кавказ, где они могут посеять беду.
Наконец, о "Хамасе". Эхуд, дружище, перестань читать нам проповеди о "Хамасе". Египтяне и иорданцы ведут переговоры с "Хамасом", как и турки. Так почему нам нельзя? Плюс, вспомни историю. Вспомни, как вы долго не вели переговоров с ООП, а затем вдруг и вы, и они изменили мнение.
Мы хотим встретиться с "Хамасом" не потому, что думаем, что это чудесное сборище хороших парней - мы знаем, они взрывают автобусы и пиццерии, а потому что хотим сказать им, что они должны сделать. Мы тоже хотим, чтобы они признали Израиль, приняли заключенные ранее договоренности и покончили со своим террором. Но давайте будем реалистами, это не случится за одну ночь, это потребует времени.
Они должны привыкнуть к вам, ребята (а, поверьте мне, это не так уж легко), и мы хотим подтолкнуть их в этом направлении. Ближневосточный процесс находится в тупике. "Хамас" победил, а вы с ними не ведете переговоров. Если такая ситуация сохранится, вы будете и дальше предпринимать шаги в одностороннем порядке и создавать границы, которые мир не примет.
Позвольте дать вам дружеский совет: если вы, Европа и США перекроете денежный поток в ПА, палестинцы просто обвинят вас во всех своих страданиях, и положение вещей только ухудшится.
Помните, что случилось, когда ООН ввела санкции в отношении Ирака? Вместо того чтобы избавиться от Саддама Хусейна, иракцы сплотились вокруг него. Это типично для Запада - на Ближнем Востоке ошибочная политика Запада обычно приводит к результату, полностью противоположному запланированному. Посмотрите на политику США в Ираке, посмотрите на демократизацию, проводимую Бушем на Ближнем Востоке.
Хорошенько посмотрите на Иран и "Хамас" и поймите, что в обеих ситуациях сейчас наблюдается полный тупик. Россия может включиться и найти новый выход. Правда, наше включение с целью спасти положение укрепляет нашу позицию в мире, превращает нас в игрока-супердержаву, каковой мы когда-то были, но в чем проблема? Кто-то должен делать что-то новое, потому что, Бог знает почему, американцы делают все неправильно. Вместо того чтобы критиковать нас, вы должны быть счастливы от того, что Россия-матушка с вами - готовая помочь".