На первый взгляд, список зарубежных представительств "Рособоронэкспорта", главного российского экспортера оружия, похож на перечисление государств, входящих в "ось зла" президента США Джорджа Буша.
Агентство послало своих представителей в столицы тех стран, с которыми Запад давно перестал общаться, - Ирана, Ирака, Северной Кореи, Сирии, Ливии.
Прошло десять лет со времени развала коммунизма. Торговля оружием превратилась для России из убыточного политического механизма в прибыльное дело. "Рособоронэкспорт" энергично пытается торговать как на новых прибыльных рынках своих бывших врагов в НАТО, так и с бедными и сомнительными диктатурами.
"Рособоронэкспорт" был создан в 2000 г., в результате слияния двух отдельных организаций. Ежегодные объемы продаж оружия повысились до 4 млрд долларов и стали важной составляющей федерального бюджета. Они помогают выживать военно-промышленного комплексу, повышать объемы экспорта производственных товаров.
Представляя последний каталог вооружения, Илья Клебанов, министр, отвечающий за этот сектор и руководящий реструктуризацией, начатой при президенте Владимире Путине сказал, что необходимо увеличить объемы зарубежных продаж до 5 млрд долларов в год, одновременно укрепив технологическое сотрудничество с Европой.
Сам тот факт, что новым управляющим директором "Рособоронэкспорта" стал Андрей Белянинов, финансист по образованию, символизирует новые, коммерческие приоритеты.
На его взгляд, сложная система экспортных правил в России - одна из самых жестких в мире. Существуют специальные экспортные комиссии. Покупатель должен пообещать, что не будет перепродавать оружие другим. "Для бизнесмена это неприятно", - сказал он.
Он подчеркнул, что Россия признает все международные санкции и даже ввела ряд собственных, например, запретила продажу оружия в Пакистан, который, по его словам, поддерживает чеченских террористов.
"Где логика? Мы против международного терроризма".
Но он сомневается в оправданности санкций, наложенных США на "государства-изгои", и выступает против прекращения поставок в эти страны.
"Если мы прекратим поставки, это будут делать другие. У России есть собственные геополитические, экономические и моральные интересы. Международный терроризм создало не оружие, его создали деньги", - считает он.
Многие наблюдатели критикуют Россию за то, что она торгует оружием с такими государствами.
"В России существует гигантский, по большей части простаивающий промышленный сектор, - сказал Питер Веземан из Международного института мирных исследований в Стокгольме. - Оружие - это один из немногих товаров, которые россияне могут продавать, особенно если мы говорим о промышленной продукции. Они заинтересованы в заработке. Стран, в которые они отказались бы продать оружие, очень мало".
Появлялись сообщения о том, что в середине девяностых Россия незаконно передала в Ирак ракетные системы, но даже у института мирных исследований нет статистики об официальных продажах оружия в Ирак после введения санкций.
Белянинов сказал, что у "Рособоронэкспорта" есть свой представитель в Багдаде и что, как только будет снят режим санкций, он был бы рад заключить с Ираком новые коммерческие контракты. Однако, по его словам, в настоящее время в этой стране очень агрессивно ведут себя его конкуренты из США, Великобритании, Франции.
Он подчеркнул, что очень важно завоевывать новые рынки на Западе.
Некоторые российские военные традиционно утверждают, что они вынуждены торговать с сомнительными режимами потому, что страны НАТО поворачиваются к ним спиной.
По словам Белянинова, его оборудование способно конкурировать с европейской и американской продукцией.
Он рассказал о нескольких совместных предприятиях, созданных в европейских странах. На его взгляд, это говорит об уважении к российским технологиям.
Странно, но в результате расширения НАТО у его компании появились новые рынки. "80-90% арсеналов оружия стран Восточной и Центральной Европы - это советское оружие. Необходимо сохранить такое положение дел", - сказал он. В последнее время такие государства, как Польша и Венгрия, начали подписывать новые контракты с Россией.
Арсеналы, накопленные ими во время холодной войны, остаются достаточно большими. Альтернативное западное оборудование стоит очень дорого, а потому российская продукция их очень интересует.
Один вопрос состоит в том, как долго сможет Россия продолжать торговать с этими государствами, постепенно переходящими на военное оборудование нового поколения. Другой вопрос - сможет ли Россия и дальше полагаться на своего крупнейшего клиента, Китай, где реализуется 60% экспорта страны.
Максим Рядушкин, заместитель директора московского Центра анализа стратегий и технологий, заметил: "Наши связи с Китаем постоянно крепнут, и может случиться так, что отказывать друг другу уже будет невозможно".