Умеренные арабы и даже некоторые израильские эксперты предлагают американцам действовать осторожно. Возможное свержение режима Башара Асада может привести к повторению иракских сценариев, например таких, как действия джихадистов в Багдаде. К власти могут прийти "Братья-мусульмане".
Администрация Буша хочет использовать расследование ООН по делу о гибели бывшего ливанского премьера Харири, чтобы заставить Дамаск сменить политику. Вашингтон требует выполнения четырех условий: блокирование притока арабских добровольцев в Ирак; закрытие всех представительств экстремистских палестинских организаций в Сирии, прекращение вмешательства в дела Ливана и прекращение поддержи шиитского движения "Хезболлах".
В случае отказа Сирия очень рискует. В головах американских консерваторов зреет идея и нарастает стремление свести счеты с режимом, который всегда оказывался препятствием на пути реализации американских планов. По сути, как они говорят, клан Асада представляет меньшинство и можно думать о радикальных изменениях. Но не все так просто. Иракское болото, объединившееся с иранским, должно научить Соединенные Штаты осторожности. Ты знаешь, как начать войну, но не знаешь, как ее закончить.
Именно на этом настаивают наиболее дальновидные наблюдатели и предлагают два сценария. Согласно первому, в случае победы "революции" в Дамаске власть переходит в руки "Братьев-мусульман". Согласно второму, более катастрофическому, раздробленная страна станет военным трофеем банд и группировок джихадистов. Однако политические картины рисуются вовсе не схематически, на Ближнем Востоке важную роль играют оттенки, там не существует белого и черного.
Начнем с первого сценария. Пессимисты относят "Братьев-мусульман" к фундаменталистским движениям, исповедующим строгую интерпретацию Корана. Ели они придут к власти, то установят теократию. Другие аналитики исходят из менее ортодоксальной установки. Даже исповедуя традицию Братства, сирийские мусульмане стали прагматиками. Они помнят выступление Али аль-Баянуни, который 4 апреля он призвал сирийские вооруженные силы совершить "мирный переворот" в Сирии. Согласно задуманному, солдаты должны были способствовать созыву "национального конгресса", который привел бы страну к новой ситуации и положил конец монополии "Баас", единственной политической партии.
По мнению некоторых, еще неизвестно, поддержит ли народ исламистов. Если будет провозглашена многопартийность, то "Братья-мусульмане" могут рассчитывать на 30-40% голосов. Но в обществе существует значительная прослойка, которая, признавая ценности ислама, все же выступает за светское государство.
Однако "мягкий" сценарий все же менее реалистичен, чем второй, по причине вызывающих тревогу эксцессов. В стране отмечены случаи столкновений между военными и моджахедами, были сообщения о терактах, отмечено также присутствие боевиков "Аль-Каиды" в стране. Возрождение мусульманского рвения, сопровождающееся открытием новых мечетей, может создать дымовую завесу, за которой будут находиться ультрарадикальные элементы.
Открытие веб-сайта и еженедельного интернет-издания "Послание моджахедов" можно считать еще одним тревожным звонком. Содержание издания довольно агрессивно: авторы статей требуют осознания необходимости джихада, подстрекают к свержению секты алауитов, напоминают о событиях 1982 года, когда погибли тысячи "Братьев-мусульман". Характер призывов заставляет задуматься о распространении в стране "иракской эпидемии".