Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 ноября 2005 г.

Хельмут Хеге | Frankfurter Rundschau

Ставка не на тех союзников

Крымские татары и мы: про то, как Хакан Уфакан решил выяснить свое происхождение. Маленькая генеалогия почти забытого народа.

В Берлине прошла почти незамеченной "Неделя культуры крымских татар". Речь по случаю открытия произнес генеральный секретарь Общества народов, находящихся под угрозой исчезновения. Посол Украины, которой Крым принадлежит с 1945 года, прислал приветственное слово. А из Турции, где обычно говорят о крымских турках, приехало несколько ученых с докладами. Один владелец бара из Восточной Германии, который завел в Крыму конный завод, рассказывал, что сейчас многие татары, которых Сталин выселил из-за их сотрудничества с немцами, возвращаются на полуостров. Однако сейчас в их деревнях в Крыму обосновались украинцы, так что их там скорее боятся, чем жаждут увидеть.

В рамках выставки "Фокус: Стамбул" в берлинском Мартин-Гропиус-Бау (выставочный зал. - Прим. ред.) эта тема также затрагивалась. Хакан Уфакан, например, рассказывал о положении крымских татар и их сегодняшней рассеянности по миру. Он родился в городе Эскишехир (город на западе Турции. - Прим. ред.), который известен своими горячими источниками и сегодня является важным пунктом размещения американских военных баз. Там с давних времен селились крымские татары. Первые поселенцы из крымских татар появились после того, как Екатерина II присоединила их родину к Российской империи. В своих освободительных войнах они все время ставили не на тех союзников: то на османов, то на французов, то на англичан и, наконец, на немцев. Это каждый раз влекло за собой проклятие и изгнание.

Хакан Уфакан родился в 1960 году в Эскишехире, его бабушка приехала туда к своим родственникам в 1917 году, когда ей было 16 лет. С собой у нее не было ничего, это была первая послереволюционная волна эмиграции из России. Ее братья и сестры остались в Крыму. "Многие крымские татары из нашей деревни, теперь ставшей районом города, принимали участие в знаменитой турецкой битве при Чанаккале в 1915 году - против Англии и Франции (Чанаккале - порт на азиатском берегу пролива Дарданеллы, на европейском расположен порт Гелиболу, или Галлиполи, место одного из самых кровавых сражений Первой мировой войны, в котором турецкую армию возглавлял будущий основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль. - Прим. ред.), это мы учили в школе".

На дискотеку нельзя

Окончив четыре класса, в 1969 году он уехал со своими родителями в Берлин, где его снова определили во второй класс. "Вначале я был единственным иностранцем в школе, все школьники собрались вокруг меня, все хотели познакомиться. Никакой ненависти к иностранцам тогда не было, это пришло позже". Вначале семья Хакана жила в Моабите (район в центре Берлина, населенный иммигрантами. - Прим. ред.). "Тогда турецкие девушки не могли вечером выходить на улицу, в крайнем случае - с семьей". "А нам, турецким мальчикам, нельзя было ходить на дискотеки. "Только для немцев!" - всегда говорили нам, тот же ответ можно было услышать, если ты хотел снять квартиру или устроиться на определенную работу".

Получив аттестат зрелости, Хакан пошел учиться на слесаря-механика в фирму Siemens. Одновременно он создал вместе с тремя приятелями группу Kervan ("Караван"), в которой он играл на бас-гитаре, а потом на саксофоне. Группа исполняла песни на стихи Назыма Хикмета (известный турецкий поэт, лишенный турецкими властями гражданства за коммунистические взгляды и эмигрировавший в СССР. - Прим. ред.) и Чема Карача (турецкий рок-музыкант. - Прим. ред.), но у нее были и свои композиции.

Они выступали на свадьбах, а потом в первых в Берлине турецких клубах. Его мать работала подсобной рабочей, но она была квалифицированной швеей и шила своему сыну брюки для концертных выступлений. Отец Хакана работал слесарем-механиком в районе Веддинг. Его сын Хакан начал в 1983 году работать механиком на заводе Waggon Union. "Заработать на хлеб музыкой тогда не представлялось возможным. Теперь мы снова начали репетировать: наполовину в старом составе, скоро все снова начнется - будем играть турецкий рок".

В 1985 году Хакан вышел из группы, чтобы уехать в Турцию. Его родители разошлись, после чего его мать уехала в Эскишехир. Однако вскоре Хакан вернулся в Берлин, где нашел работу механика-монтера на электростанции. В свободное время играл в футбол. Потеряв работу, поехал на один сезон в Анталью, работал там в диско-клубе. По возвращении в 1990 году женился. Одна из его дочерей ходит в музыкальную школу в районе Кройцберг (турецкий квартал в Берлине. - Прим. ред.). Он между делом организовал еще и таксомоторную фирму.

Пешком в Турцию

"У моего дедушки было 400 гектаров земли, на которых он выращивал виноград. Будучи крымским татарином, он воевал на стороне Германии, в так называемой армии Власова. В конечном итоге ему пришлось пешком бежать из Клагенфурта (город в Австрии. - Прим. ред.) в Турцию - после того как пошли слухи, что западные союзники выдадут пленных казаков, татар и выходцев с Северного Кавказа, которые сражались на стороне Германии, Советам. Потом он получил пособие от Германии, обосновался в Эскишехире и женился на моей бабушке. Его семья осталась в Крыму. После 1945 года для них наступили тяжелые времена в Советском Союзе. Мы до сих пор поддерживаем контакт с ними, а также с живущими там родственниками моей бабушки. Мои родственники в Эскишехире недавно основали фонд помощи некогда изгнанным в Сибирь или еще куда-то татарам, которые хотят вернуться в Крым. Мой отец - крымский татарин из Болгарии, они тоже воевали на стороне немцев, потом многие из них в 1944 году бежали в Турцию. У нас есть родственники в Нью-Йорке, и мы также поддерживаем контакты с родственниками, оставшимися в Болгарии. В 1988 году премьер-министр Турции Озал организовал переезд большого количества крымских татар в Турцию. Здесь в Берлине есть "белые", то есть бывшие богатые крымские татары, которые в 1917 году бежали в Германию. Еще есть татары из Турции, которые приехали сюда в качестве гастарбайтеров. Потом есть еще те, кто приехал в Берлин после распада Советского Союза. В Турции крымские турки интегрировались в общество. В нашей деревне почти все они были социал-демократами. Один родственник моей матери, будучи членом Демократической партии, даже стал министром, однако после военного путча 1961 года его казнили".

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru