Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 ноября 2005 г.

Джош Уайт | The Washington Post

В попытках самоубийства видится отчаяние узников Гуантанамо

Один из инцидентов произошел во время посещения заключенного адвокатом

Джумаху Доссари нужно было в туалет, и узник пошутил со своим американским адвокатом, прежде чем отправиться в соседнюю камеру под конвоем военной полиции. Американская военная тюрьма на базе Гуантанамо за прошедшие четыре года причинила Доссари немалый ущерб, но адвокат, приехавший обсудить с ним рассмотрение его дела в федеральном суде, видел его в хорошем настроении, и перерыв для посещения туалета не вызвал у него никаких мыслей.

Через несколько минут Доссари не вернулся, и Джошуа Колангело-Брайан постучал в дверь камеры, окликнув своего клиента по имени. Не услышав ответа, Колангело-Брайан вошел в камеру и увидел на полу лужу крови. Похолодев, адвокат поднял взгляд и увидел Доссари висящим в петле, прикрепленной к потолку. Глаза узника закатились, язык и губы раздулись, из пореза на правой руке текла кровь.

Попытка самоубийства, предпринятая Доссари две недели назад, была первой, свидетелем которой стал человек из внешнего мира. Это один из сигналов того, что адвокаты и правозащитники называют отчаянием, царящим среди более чем 500 узников. По мнению адвокатов, Доссари, который провел в одиночном заключении почти два года, сознательно выбрал для попытки самоубийства момент, когда свидетелем инцидента станет кто-то, кроме охранников. Это крик о помощи, который должны были услышать за стенами тюрьмы.

В настоящее время два десятка узников Гуантанамо подвергаются принудительному кормлению в результате длительной голодовки, по оценкам адвокатов, еще десятки не едят с августа. Военные говорят о 27 участниках голодовки на Гуантанамо. Они называют их состояние стабильным, отмечая, что узники находятся под наблюдением врачей и получают питательные вещества в достаточном количестве.

Участники голодовки протестуют против длительного содержания в тюрьме, где некоторые из них провели почти четыре года и многим так и не предъявили обвинений в каких-либо преступлениях. Последняя голодовка началась после того, как тюремное начальство не выполнило обещания, которые дало во время голодовки.

Военные не обсуждают судьбу отдельных заключенных и отказались от комментариев по поводу Доссари. Пресс-секретарь рабочей группы по Гуантанамо подполковник Джереми Мартин вчера заявил, что 22 узника предприняли 36 попыток самоубийства, три из них - в последние 20 месяцев. Мартин добавил, что с узниками обращаются гуманно и к любой угрозе членовредительства или самоубийства относятся серьезно.

Он добавил, что быстрое вмешательство в попытки самоубийства предотвратило смерти. По его словам, случаев смерти заключенных в военной тюрьме не было.

Акции протеста проходят на фоне растущей международной озабоченности обращением с заключенными на Гуантанамо. Правозащитные организации и ООН говорят об ограниченном доступе к заключенным и выражают озабоченность возможным психологическим и физическим давлением, включая длительное одиночное заключение.

Американские власти пытаются вернуть многих узников на родину, но процесс осложняют проволочки и дипломатические споры.

Три эксперта ООН вчера заявили, что не примут приглашение американского правительства посетить Гуантанамо, если им не предоставят возможность встретиться с узниками наедине. США не готовы на такую уступку из соображений безопасности. На прошлой неделе США пригласили на Гуантанамо членов комиссии ООН по пыткам и необоснованным арестам, и вчера эксперты заявили, что надеются приехать в начале декабря. Но они подчеркнули, что их требование доступа к узникам "не является предметом переговоров".

"Они говорят, что им нечего скрывать, - заявил вчера на пресс-конференции в Нью-Йорке эксперт ООН по пыткам Манфред Новак. - Если им нечего скрывать, почему мы не можем побеседовать с заключенными наедине?"

По словам Колангело-Брайана, попытка самоубийства, предпринятая Досари 15 октября, потрясла, но не удивила его, учитывая, через что пришлось пройти его клиенту.

В настоящее время ему известно только то, что медикам удалось вернуть Доссари к жизни, ему сделали операцию, и его состояние стабильно.

Узники "считают это единственной возможностью контролировать свою жизнь", заявил Колангело-Брайан. "Единственной формой протеста является для них причинение вреда самим себе путем голодовки или таким способом".

Мартин назвал заявления о том, что участники голодовки находятся на краю гибели, "абсолютно беспочвенными". Он добавил, что акция протеста началась 8 августа и в какой-то момент в ней участвовал 131 заключенный, но в настоящее время участников гораздо меньше.

"Голодовка - это метод, которому обучают в "Аль-Каиде", он является попыткой заключенных привлечь внимание СМИ и оказать давление на американское правительство", - заявил Мартин. Военные давно утверждают, что террористические организации учат боевиков жаловаться на злоупотребления, если они оказываются в тюрьме.

Доссари заявил Колангело-Брайану, что он подвергается плохому обращению. В протоколах его встреч с адвокатом зафиксированы жалобы на плохое обращение и пытки после ареста Доссари в Пакистане в декабре 2001 года. Он был передан американским войскам в Кандагаре, Афганистан, и отправлен на Гуантанамо.

По словам 26-летнего Доссари, американцы тушили о его кожу сигареты, угрожали убить его и жестоко его избивали. Он видел, как американские морские пехотинцы в Кандагаре "чистили ботинки страницами из Корана", а бойцы отряда быстрого реагирования на Гуантанамо снимали на видео жестокое обращение с ним.

Военные утверждают, что бойцов отряда быстрого реагирования посылали в камеры для восстановления порядка.

Доссари заявил адвокатами, что во время допросов его заворачивали в израильский и американский флаги, а следователи грозились отправить его в страны, где его будут пытать.

Доссари утверждает, что он не связан с терроризмом и не питает ненависти к США. Другой узник утверждает, что видел Доссари в одном из учебных лагерей "Аль-Каиды".

Колангело-Брайан сотрудничает с Центром конституционных прав, представляющим интересы некоторых узников.

По словам адвоката, это не первая попытка самоубийства, предпринятая Доссари. В одиночном заключении он не имел возможности общаться с другими заключенными и имел доступ только к Корану и своим юридическим документам.

"В марте он посмотрел мне в глаза и сказал: "Как я могу не сойти с ума?" - заявил Колангело-Брайан.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru