Суннитские боевики отрезали дороги, связывающие город с остальным Ираком. Страну расчленяют - боевики ведут кровавые битвы за контроль над городами и поселками к северу и югу от столицы.
На фоне того, как американские и британские политические лидеры спорят по поводу ответственности за кризис в Ираке, страна делает новый шаг к дезинтеграции.
Сейчас Багдад почти полностью окружен хорошо вооруженными суннитскими племенами, которые сражаются с шиитскими бойцами с целью завершить окружение.
Суннитские мятежники, похоже, следуют плану, нацеленному на установление контроля над всеми подступами к Багдаду. Они уже давно контролировали главную трассу, ведущую на запад, к иорданской границе, и к востоку, к провинции Дияла. Теперь они, похоже, систематически распространяют свой контроль на дороги к северу и к югу.
Пыльные стоянки грузовых автомобилей и города с базарами, такие как Махмудия, Балад и Бакуба - все лежат на важных дорогах, ведущих из Багдада. В каждом случае суннитские боевики вытесняют шиитов и усиливают хватку над столицей. Шииты, возможно, и занимают сильные позиции в самом Багдаде, однако рискуют жизнью, пользуясь дорогами. Вчера после того, как автобус остановили на поддельном КПП к югу от Балада, из автобуса выкинули около 30 шиитов.
В некоторых изолированных районах Багдада все острее чувствуется нехватка продовольствия. Магазины работают лишь несколько часов в день. "Люди уже несколько недель живут на арбузах и хлебе", - рассказал один житель столицы. Сам город расколот на десяток враждующих районов, большинство из которых контролируется Армией Махди, главной шиитской боевой организацией.
Масштаб убийств уже достиг такого же уровня, как в Боснии в разгар балканского конфликта. Ситуация может с легкостью пойти по апокалипсическому сценарию, при котором возникнет массовая резня. На фоне того, как Америка готовит стратегию выхода из Ирака, в Ираке боятся возникновения конфликта-геноцида между суннитским меньшинством и шиитами - тогда взорвется все общество. Отдельные зверства отвлекают внимание от более широкой картины:
- каждую неделю насильственной смертью погибают до 1000 иракцев;
- шиитские боевики контролируют большую часть Багдада, а сунниты окружают город;
- по данным иракского Красного Полумесяца, из своих домов бежали до 1,5 млн человек;
- Ирак контролируют шиитские и суннитские боевики, а не слабые армия и полиция.
Нет одной мишени в Ираке, по которой считалось бы недопустимым наносить удар. Вчера во время свадьбы в Уре, на окраинах Садр-сити, взорвалась бомба, убившая пять человек, включая четверых детей.
На фоне всего этого Дик Чейни, вице-президент США, попытался превратить фиаско в Ираке в фактор, способствующий победе на выборах, заявив, что иракские боевики усилили нападения на американские силы в попытке повлиять на выборы в конгресс. Однако свидетельств в поддержку этого факта практически нет. По сути, количество смертей среди американцев неуклонно росло на протяжении всего года - с 353 в январе до 847 в сентябре, а в октябре приблизится к тысяче.
Роль американских вооруженных сил вызывает все большее недоумение. В Садр-сити, растянувшихся на востоке столицы трущобах, где живут 2,5 млн человек, американские солдаты строят баррикады из цементных блоков и мешков с песком после того, как там был похищен американский солдат - предположительно Армией Махди. США также закрыли несколько мостов через реку Тибр, сделав практически невозможными передвижения между восточным и западным Багдадом. Нури аль-Малики, иракский премьер-министр, вчера внес свой вклад в ощущение хаоса, когда приказал армии США прекратить блокаду Садр-сити.
Недавно аль-Малики подверг США критике за провал политики безопасности в Ираке и выступил против давления США с требованием уничтожения боевиков. Хотя президент Буш и Тони Блэр публично передали суверенитет над Ираном в июне 2004 года, аль-Малики заявил: "Премьер-министр и главнокомандующий вооруженными силами сейчас я, однако я не в состоянии передвинуть ни единой роты без одобрения коалиции".
В реальности боевики день ото дня становятся все сильнее, потому что шиитские и суннитские общины чувствуют угрозу и не доверяют свою защиту армии и полиции. Американские силы выступили против Армии Махди, которая поддерживает националистического шиитского лидера Муктаду ас-Садра. Однако почти все главные игроки в иракской политике имеют собственные боевые подразделения. На бессилие американских военных в предотвращении гражданской войны указывает и тот факт, что интенсивные сражения между суннитами и шиитами вокруг Балада, к северу от Багдада, бушуют уже месяц, хотя город находится рядом с одной из крупнейших в Ираке американских баз. Американские силы почти ничего не сделали, а когда они предпринимают какие-либо действия, шииты смотрят на них как на ведущих войну против Армии Махди.
Один свидетель из Балада рассказал, что в воскресенье позиции шиитов были атакованы двумя американскими вертолетами. 11 человек погибли, еще шестеро получили серьезные ранения - несколько из них потеряли ноги и руки. Он добавил, что позднее в Баладе появились два отряда иракской регулярной армии - почти без вооружения. Когда местные жители спросили их, почему они так плохо вооружены, они ответили, что "у них есть строгий приказ американского командира из соседнего лагеря Таджи не вмешиваться, и у них отобрали их пусковые ракетные установки".
Другое зловещее развитие событий состоит в том, что иракские племена, в которых издавна были и сунниты, и шииты, теперь раскалываются по межрелигиозному признаку.
В Багдаде сунниту смертельно опасно заходить в шиитские районы, и наоборот. А в одном районе среднего класса под названием Аль-Худат на западе Багдада, где некогда любили селиться адвокаты и судьи, оставшиеся шиитские семьи недавно обнаружили нарисованный на дверях красной краской крест. Иногда там же оставляется послание: "Бросайте мебель и дома и уезжайте отсюда". Не подчиниться смеют немногие.