Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 октября 2004 г.

Адар Примор | Ha'aretz

О месте Японии в Совете Безопасности ООН

Миоко Ватанабэ из Хиросимы до сих пор помнит ясное синее небо и "прекрасный летний день" 6 августа 1945 года. Она берет карту и показывает место в центре Хиросимы, куда упала атомная бомба. Затем она показывает, где находился ее дом - "на расстоянии 2,2 км от нулевой отметки нашего города".

В тот трагический год Ватанабэ было 15 лет. Она вспоминает, как в 8:15, когда бомба была сброшена на Хиросиму, небо внезапно окрасилось в ярко-желтые, оранжевые и фиолетовые цвета. Она также вспоминает, как она спряталась в углу своего дома. "Этому нас научили в школе, когда объясняли, как следует укрываться от воздушного налета", - говорит она. Целое крыло здания мгновенно разрушилось.

Она вспоминает залитое кровью лицо матери и обгоревших людей на улице, охваченных ужасом. Их волосы, вопреки законам природы, стояли дыбом. Крошечный младенец пытался сосать грудь своей мертвой матери. Ужасный запах, стоявший в городе, она чувствует до сих пор.

Ее отец вернулся домой израненным и полуобнаженным. Он скончался через 10 дней. Долгие годы лейкемия мучила ее брата. Он скончался от этой тяжелой болезни в 1963 году.

И как раз в тот день, когда Ватанабэ рассказывала свою печальную историю, премьер-министр Японии, Дзюнъитиро Коидзуми выступал с обращением к Генеральной Ассамблее. Он просил ООН предоставить его стране постоянное членство в Совете Безопасности.

Ватанабэ разочарована в своем премьер-министре. Она боится, что его "амбициозная концепция" разрушит краеугольный камень послевоенной японской политики. Статус постоянного члена Совета Безопасности ООН обяжет Японию изменить мирную конституцию и заставит ее принимать активное участие в военных операциях в "горячих зонах".

Коидзуми обещал народу, что за постоянное членство в Совете Безопасности Япония не будет платить такую высокую цену, как изменение конституции. Он также объявил, что 9-я статья конституции, запрещающая Японии применять военную силу в решении международных конфликтов, не будет отменена.

Инициатива Коидзуми базируется на трех главных аргументах. Первый из них - критика анахроничной структуры Организации Объединенных Наций, которая становится препятствием законному решению международных проблем.

ООН была основана 51 государством после Второй мировой войны. Сейчас, почти 60 лет спустя, в ООН входит 191 государство, однако в своей деятельности эта организация продолжает руководствоваться духом Ялтинской конференции, которая предоставила высший статус "победителям" в войне и позволяет им определять мировой порядок, несмотря на то, что мир уже давно существенно изменился.

Второй аргумент Коидзуми основан на критике огромного несоответствия между финансовым вкладом Японии в ООН и ее статусом в этой организации. В 2003 году Япония внесла в ООН 263 млн долларов, что составляет 19,5% годового бюджета ООН - это больше, чем вкладывают Россия, Китай, Великобритания и Франция, вместе взятые. Более крупным является только вклад США, составляющий 22%.

Как сказал американский политолог Роберт Каган о новом мировом порядке, "Соединенные Штаты готовят обед, а Европа моет посуду". Циники отмечают, что Японии уже давно пора участвовать и в "кулинарном процессе". Япония уже устала быть "мировым простаком" и требует признания и чести.

Япония выделила 13 млрд долларов в качестве финансовой поддержки странам, которые вели войну в Персидском заливе в 1991 году. Высокомерная критика международного сообщества, согласно которой Япония якобы "не приложила достаточно усилий" в качестве партнера - имелось в виду присутствие японских военных на поле сражения, - сегодня эхом отразилась в политических коридорах Токио. Японцы извлекли из этого урок. С тех пор Япония оказывает крупномасштабную гуманитарную помощь и принимает непосредственное участие в миссиях по поддержанию мира во всем мире. Самая поразительная из всех миссий - акции по восстановлению хозяйства в Ираке, в которых задействованы 550 служащих Сил самообороны Японии.

Японские правительственные чиновники полагают, что этих усилий страны вполне достаточно, чтобы получить желанное место в Совете Безопасности. Они связывают свои надежды с новым импульсом к положительному решению этого вопроса, который может быть дан в 2005 году, когда ООН отметит 60-ю годовщину своего основания. Они пытаются бороться с различными препятствиями, которые лежат на этом пути: оппозиция соседей Японии - Кореи и особенно Китая, имеющего в ООН право вето; сигналы из Вашингтона, что включение Японии в Совет Безопасности потребует проведения конституционной реформы; и региональные конкуренты, стремящиеся рассматривать любые проекты расширения Совета Безопасности исходя из интересов постоянных членов, которые хотят сохранить свое господство.

Есть и те, кто считает, что стремление Токио поднять свой статус является признаком возрождения духа японского национализма. Другие полагают, что антимилитаризм уже глубоко вошел в сознание японского общества. При этом Япония - безъядерная держава, ставшая единственной в мире жертвой атомной бомбардировки, что дает ей право на веский голос в ООН, которого столь недостает сегодня в международном сообществе.

В условиях, когда международная обстановка в очередной раз накалилась, Япония стремится превратить Организацию Объединенных Наций в святыню мира и стабильности, в организацию, которая борется не только с военной угрозой, но и с бедностью, и выступает за полное устранение оружия массового поражения в целях предотвращения любого повторения трагедии Хиросимы. Япония хочет создать условия, чтобы Ватанабэ могла спать спокойно.

Источник: Ha'aretz


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru