У обличительных книг Анны Политковской, Александра Литвиненко и его вдовы есть нечто общее: острая критика тоталитарного уклона российского режима, воплощенного в президенте Путине
Как в страшном прошлом, неугодные российской власти персонажи демонстрируют тревожную тенденцию исчезать с лица земли, а их смерть дает повод самым разнообразным спекуляциям, но не заключению виновных за решетку. В случаях журналистки Анны Политковской (убитой 7 октября 2006 года) и бывшего агента КГБ Александра Литвиненко (которого та же трагическая участь постигла 23 ноября 2006 года) надежда на выяснение правды, несмотря на несколько арестов по первому делу, весьма зыбка.
Месть жертв или некоторая форма правосудия исходит от посмертных книг, которые не являются по своей сути исключительно обличениями тоталитарного уклона режима, воплощенного во Владимире Путине. Дело не в том, что в них есть хоть малейшее указание (или подозрение в том, что оно может быть) на лидера Кремля. С каждым разом они все более укрепляют вас в мысли о том, что эти смерти стали возможны только по причине политического климата, где нет места диссидентам и где в правящей элите решающий вес имеют бывшие агенты КГБ (Путин - один из них), не останавливающиеся ни перед чем для достижения своих целей.
Запад никогда не порвет с Россией, чье международное влияние росло в последние годы теми же темпами, что и цена на баррель нефти. Однако разрушение так и не сформировавшейся российской демократии и такие случаи, как убийства Литвиненко и Политковской, исключают любую возможность диалога между собеседниками, разделяющими одни и те же демократические ценности.
Если бы киллер не убил Анну Политковскую, ее собранные в книге "Русский дневник" обличения нарушений прав человека, явного социального неравенства, насилия в армии, жестокостей в Чечне и пренебрежения благополучием и жизнью людей со стороны власти имели бы ограниченный резонанс в СМИ, несмотря на то, что к ее голосу все больше прислушивались за границей, где она получала различные престижные премии. Кроме того, она работала не на телевидении, а в выходящей два раза в неделю, очень престижной, но малотиражной "Новой газете". Однако смерть сделала ее мученицей свободы слова - все более хрупкой и подверженной опасности.
Она работала над завершением "Русского дневника", когда была убита. В этой книге в хронологической и не всегда систематической форме собраны записи о развитии России между парламентскими выборами 2003 года и концом 2005 года. Главная тема - такая же, как в других книгах и многочисленных статьях Политковской - обличение авторитаризма. Интересна она, прежде всего, тем, что ее можно читать как завещание.
Если бы загадочное отравление редким радиоактивным изотопом не превратило его смерть во всемирную новость, книга бывшего агента Александра Литвиненко "КГБ взрывает Россию", написанная в 2003 году в сотрудничестве с Юрием Фельштинским, прошла бы почти незамеченной, будучи погребена среди многих работ подобного содержания. Полоний-210 дал ей новую жизнь. Книга представляет собой сведение счетов с бывшей родиной Литвиненко и показывает, как действовали возрожденные секретные службы, а именно ФСБ (внутренняя и самая могущественная из четырех ветвей, на которые раскололся советский КГБ), чтобы расчистить одному из своих дорогу в Кремль, как они сметали препятствия на своем пути и консолидировали свою власть вокруг Путина.
И, наконец, "Смерть диссидента", написанная российским журналистом Алексом Гольдфарбом в соавторстве со вдовой Литвиненко Мариной, следует аналогичной сюжетной линии с той особенностью, что в ней подробно описаны его агония и смерть, постигшая его, по убеждению Гольдфарба, по вине Андрея Лугового (выдачи которого требует Лондон и в чем Москва ему отказывает). В остальном рассказ о личной карьере Литвиненко в ФСБ превращается в обличающий перст, указующий на Владимира Путина. В воздухе повисает вопрос: а не был ли тот день, когда началась агония бывшего агента, днем, когда он отказался выполнить приказ ФСБ о ликвидации Бориса Березовского, большого врага президента, живущего в изгнании в британской столице и затем ставшего покровителем Литвиненко?
Какой восхитительный материал для целой серии новелл и фильмов о шпионах, как в старые добрые времена!