Вкусы российской публики отличаются оригинальностью, считают западные журналисты. Не успела отгреметь в кинотеатрах фарсовая комедия из жизни Гитлера и советских разведчиков, как на московской оперной сцене дебютирует поющий Григорий Распутин.
Вот уже две недели в российском кинопрокате лидирует комедия про нацистов, рассказывает корреспондент The Guardian Бен Чайлд. Действие музыкального фарса "Гитлер капут" разворачивается в бункере фюрера в последний год Второй мировой войны. Атмосферой происходящее напоминает выдуманное шоу "Весна для Гитлера" из классической комедии "Продюсеры" (по сюжету продюсеры-мошенники ставят на Бродвее глупый и оскорбительный мюзикл о нацистах, чтобы после провала получить страховку).
Однако "Гитлер капут" - вполне реальная картина. За первые выходные она собрала 5,2 млн долларов, значительно опередив американский фильм "Путешествие к центру Земли" по мотивам произведения Жюля Верна (1,4 млн долларов за две недели). А вышедший одновременно российский фильм "Каменная башка" и вовсе собрал лишь 362 тыс. долларов.
Новая комедия пародирует популярный мини-сериал 1973 года "17 мгновений вены", снятый по книге Юлиана Семенова, пишет английская газета, и некоторым политикам из Петербурга это откровенно не понравилось. "По-моему, это безвкусная пародия, не имеющая никакого отношения к искусству кино", - говорит глава городского комитета по культуре Антон Губанков.
А сегодня в московской "Геликон-опере" состоится премьера оперы "Распутин", сообщает The Independent. В жизни "безумного монаха" было все, что необходимо для оперы, уверено издание: насилие, секс, жестокое убийство, метания монархов и крах империи. С именем Распутина зачастую связывают падение дома Романовых.
Православная церковь причислила последнего российского царя Николая II и членов его семьи к лику святых, напоминает газета. В то же время многие воспринимают его как авторитарного правителя, чьи ошибки в управлении страной привели к революции. В постановке "Геликон-оперы" Николай II показан как слабый и бездарный правитель. Это способно вызвать недовольство российских религиозных консерваторов, предупреждает журналист Шон Уокер: в прошлом они уже протестовали против спектаклей, где последний император изображался в дурном свете.
Распутин был сибирским "святым старцем", который в начале 1900-х годов приехал в Петербург и прославился на волне слухов о его целительских способностях и сексуальной мощи. Вскоре он стал вхож к супруге Николая II Александре, поскольку умел облегчать страдания ее сына Алексея, больного гемофилией.
После вступления России в Первую мировую войну начало расти недовольство царем, он все больше терял связь с народом, тогда как влияние Распутина росло. Ходили слухи, что Распутин - любовник царицы, была известна его привычка к неумеренному пьянству. В 1916 году группа дворян во главе с Феликсом Юсуповым убила Распутина: его отравили ядом, затем расстреляли, а после бросили в ледяные воды Невы. Обстоятельства жизни и смерти Распутина до сих пор окружены легендами, которые невозможно до конца отделить от правды.
Впервые опера о Распутине, сочиненная композитором Джеем Ризом, была исполнена в Нью-Йорке в 1988 году. Для российской премьеры она была переведена на русский язык. Постановка усилит спорную репутацию "Геликона". В первой же сцене Распутин показан во время оргии, где он проповедует, что спасение дают боль и смертный грех. Сцена украшена гигантскими яйцами Фаберже, а в финале представления одно из яиц становится красным и из него "вылупляется" Владимир Ленин.