Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
1 сентября 2003 г.

Рено Лекадр | Libération

Вильнюсская ночь: занавес приподнимается

Спустя месяц после гибели Мари Трентиньян обстоятельства трагедии восстановлены практически полностью, по крайней мере с точки зрения юстиции, поскольку в самом деле остается еще немало загадок. В конце года Бертран Канта, находящийся сейчас в тюрьме в Вильнюсе, должен предстать перед литовским судом по обвинению в убийстве актрисы.

Тайная связь. Мари Трентиньян и Бертран Канта впервые встретились в июле 2002 года на концерте группы Noir Desir в городе Везон-ля-Ромен. Их познакомила его сестра Анн Канта: будучи ассистенткой на съемочной площадке, она знала актрису со времен съемок фильма "Весь Хеопс". Поначалу их связь ограничивается обменом текстовыми сообщениями. Некоторое время они "соблюдают дистанцию": 16 сентября в Бордо у Бертрана Канта и его жены Христины Ради рождается сын. По-настоящему вместе они начинают жить в декабре. Члены группы Noir Desir узнают об их связи, но остаются верны своему правилу: о личной жизни друг друга вопросов не задавать. В дальнейшем пару часто видят вместе в театре или на концерте. Свои отношения они стараются не афишировать.

В Вильнюсе, на съемках телесериала "Колетт" Мари Трентиньян использует любую возможность, чтобы увидеться с Бернаром Канта, который обычно ждет ее в отеле. Все считали, что они страстно влюблены друг друга, хотя и замечали некоторые странности. "Они не допускали никакого вмешательства в свою жизнь, - рассказывает ее мать, Надин Трентиньян. - Мы всей группой смеялись над этим чрезмерным стремлением к уединению". Как режиссер телефильма, она замечает перемену: "В любовных сценах Мари была непривычно целомудренна. Однажды она меня упрекнула в том, что я не вырезала конец сцены".

SMS-сообщение, переполнившее чашу. Чтобы быть вместе, она расстается с мужем, а он - с женой, но оба сохраняют контакты с бывшими супругами - хотя бы для того, чтобы видеться с детьми. Христина и Мари сохраняют очень теплые отношения. Самюэль, отец ее последнего ребенка, в восторге от Бертрана: "Он очень нежный парень, должно быть, он страстно любил Мари. Я не знал его близко, но об этом мне рассказали дети Мари, которых он принял как своих".

Но Самюэль Беншетри - все лишь бывший муж: он снял фильм о Дженис Джоплин с Мари Трентиньян в главной роли. Бертран Канта переживал эту эмоциональную и профессиональную близость, несмотря на то что Самюэль Беншетри женился вновь. По словам брата Бернара, Ксавье Канта, "его присутствие ощущалось постоянно, и я уверен, что это отравляло жизнь Мари и Бертрана".

Вечером в субботу 26 июля Бертран Канта пытается прояснить ситуацию. Он объявляет Христине Ради по телефону, что их отношения отныне сводятся к минимуму, и ждет, что Мари Трентиньян поступит аналогичным образом. Но он требует слишком многого. "Бертран Канта разрушил свою семью, ничего не получив взамен, - говорит Самюэль Беншетри. - По его мнению, Мари позволяла себе поддерживать связь со мной, а от него требовала абсолютной верности. У него складывалось впечатление, что мы над ним смеемся и обмениваемся посланиями за его спиной". Последнее SMS, отправленное Самюэлем "своей милой маленькой Дженис", переполняет чашу терпения. Жорж Кьежман, адвокат семьи Трентиньян, сурово осуждает это "невротическое поведение": "Канта хочет обладать ею целиком, оторвать ее от всего, что ее окружает, от ее работы, от ее друзей".

Последний стаканчик у литовского техника. В субботу, как всегда, Мари и Бертран быстро уходят со съемочной площадки. В 23 часа они заходят к литовскому технику Андреюсу Лелюге. Этот 26-летний бывший монах отнюдь не является их близким другом, но зато известен как заядлый выпивоха. По словам съемочной группы, он "не просыхал" уже три дня. Втроем они выпивают треть бутылки водки. Дальнейшее литовец изложил на бумаге по просьбе семьи Трентиньян: "Внезапно без всякой причины Бертран Канта пришел в сильный гнев. Он схватил Мари Трентиньян за руку, притянул к себе и оттолкнул. Мари потеряла равновесие и ударилась о стену". Но тем все и закончилось тогда, если не считать разбитого о стену стакана. По словам Лелюги, "это не было сильным ударом". Ламбер Вильсон, ссылаясь на того же Лелюгу, пишет, что тот "был свидетелем жестокой потасовки между Мари и Бертраном". В письменных показаниях актера слово "жестокой" вписано поверх строки, будто добавленное позже.

Пара возвращается в гостиницу. Съемочная группа, бродившая по городу в поисках ночного клуба, встретила их на улице: Мари и Бертран улыбались и шли в обнимку.

Констатация фактов, вскрытие и версия хода событий. Теперь мы знаем версию Бертрана Канта: Мари ударила его первой. У него на груди и на губе нашли кровоподтеки. Он упал на пол, и у него открылась старая рана на спине. Надин Трентиньян подтверждает, что он носил медицинский пояс. Но вспышка насилия с его стороны? Он говорит о "пощечинах", двух "ударах по щекам", нанесенных ладонью (на пальцах, правда, были перстни), а не кулаком. Между тем французский врач, проводивший вскрытие Мари Тринтиньян, в своем отчете пишет о "переломе костей носа" и "повреждениях головного мозга в результате множественных и жестоких сотрясений". При первичном визуальном осмотре тела, проведенном в день, когда было объявлено о смерти Мари Трентиньян, бригада уголовного розыска констатировала наличие "обширной гематомы вокруг левого глаза", кровоподтеки вокруг рта, под подбородком и на правой челюсти. Эти факты могут соответствовать версии событий, изложенной Бертраном Канта, но они не объясняют его внезапной вспышки ярости. Канта утверждает, что он "вышел из себя", как и Мари Трентинтьян. Он уложил ее на кровать и поставил компресс на лоб.

Долгие телефонные разговоры. Самюэль Беншетри - первый, кому он звонит по телефону среди ночи. Они говорят целый час. "Он все время плакал и постоянно извинялся, что звонит мне. Он считал наш разговор чем-то сюрреалистическим". Бертран Канта рассказывает ему, что "они подрались, и у нее синяк". Все время повторяет: "Все кончено, она мне этого не простит". Как добрый товарищ, Самюэль Беншетри советует ему написать "длинное любовное письмо к завтрашнему дню". По его показаниям, голос музыканта был "тихим и немного растерянным".

Потом Бертран Канта звонит Венсану Трентиньяну, младшему брату актрисы. Вот их диалог (в изложении Венсана):

- Ты должен приехать, мы поссорились.

- Что-то серьезное?

- Да нет, ну может быть, я ее слегка толкнул. Сейчас она спит в кровати. Я тебе звоню, потому что она, наверно, будет не готова сниматься в понедельник.

Приехав, Венсан Трентиньян тут же видит свою сестру. В комнате света не было. "Я увидел Мари в потемках, она лежала на спине. Она дышала как человек, который спит. Я смог увидеть ее лицо, в области глаза был синяк". Он видит это, но особенно не тревожится. "Он успокаивал меня, и я не испытывал особой тревоги, тем более, что следов крови не было. Он говорил мне, что надавал ей пощечин". Они разговаривают в прихожей, Бертран говорит ему о своей ревности, о том, что он чувствует себя "исключенным из мира кино". В 7 часов утра на губах Мари Трентиньян показывается кровь. Ее брат вызывает скорую помощь: "Тогда я понял, что Бертран Канта боялся вызывать скорую, боялся Надин, боялся того, что он сделал". В больнице он приказывает Бертрану убираться. Тот возвращается в отель, глотает таблетки. В Литве за неоказание помощи человеку, жизнь которого в опасности, ему не грозит суд.

Следов наркотиков не обнаружено. Оба часто выпивали, иногда баловались травкой. Никаких тяжелых наркотиков. Экспертиза, проведенная в Литве, ничего не обнаружила. Что касается алкоголя, то было уже поздно: он выветрился. Амфетамины или другие подобные препараты? Промывание желудка, которое сделали Бертрану после того, как он наглотался лекарств, уничтожило все возможные следы. Правда, французский токсиколог сомневается: "После промывания желудка не все исчезает. И потом, находят всегда только то, что ищут конкретно".

Литовские следователи не торопятся с допросом Андреюса Лелюги, который, как подозревают, снабжал съемочную группу наркотиками. Впрочем, многочисленные ночные телефонные разговоры Бертрана Канта свидетельствуют о том, что он был в здравом уме, и в его речах ощущалось лишь вполне уместное для такого случая волнение. Тем не менее французский токсиколог настаивает на том, что "патологическая ревность тесно связана с алкогольной зависимостью".

31 июля, когда литовская юстиция решила отправить Бертрана Канта в тюрьму, Надин Трентиньян заявила: "Были и другие избитые женщины, потом я об этом узнала". Французские следователи попросили ее рассказать об этом подробнее. "Я узнала, что он и раньше бил женщин, и они даже оказывались в больнице. Я уже не помню, кто именно мне об этом рассказал", - заявила Надин. Агнесса, работавшая на съемках гримером, поведала следователям, что 27 июля, когда врачи боролись за жизнь Мари Трентиньян, к ним пришел один из членов группы Noir Desir. Была там и Христина и, по словам Агнессы, между двумя женщинами состоялся следующий диалог:

- Он был жестоким?

- Да.

- С вами?

- Да.

- Вы уже попадали в больницу из-за этого?

- Да.

- Сколько лет вы прожили вместе?

- Одиннадцать лет.

- Как можно так долго жить с подобным человеком?

- В нем было также очень много нежности, и, когда я чувствовала, что в нем поднимается волна жестокости, я уходила.

- Что-то вроде доктора Джекилла и мистера Хайда?

- Да.

Официально Христина Ради все отрицает. Возможно, она защищает отца своих детей.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru