90 тысяч произведений искусства, спасенных от советского режима, находятся под угрозой гибели
В знойный день единственные посетители Каракалпакского государственного музея - это дети, купающиеся в фонтане во дворе. Отсутствие посетителей не удивляет, так как музей находится на бывшей базе химического оружия в юго-западном Узбекистане, засушливом районе, на который пришелся главный удар экологической катастрофы, когда советские ирригационные проекты привели к высыханию Аральского моря.
Чтобы добраться сюда, надо либо три часа лететь на разболтанном российском самолете из Ташкента, либо четыре дня ехать на машине по пустыне, где температура достигает 50 градусов.
Но изолированностью музея объясняется его удивительная коллекция, одно из лучших в мире собраний советского авангарда 1920-30-х годов - произведений, многие авторы которых погибли в лагерях.
Ее создал Игорь Савицкий, эксцентричный художник, которому грозили преследования и тюрьма за то, что он привез в этот отдаленный район тысячи авангардных произведений, запрещенных Иосифом Сталиным в угоду искусству соцреализма, обслуживавшему интересы коммунистов.
Благодаря мужеству и энергии Савицкого более 90 тысяч произведений искусства - около 30 тысяч из них относятся к периоду авангардизма - были спасены от забвения и уничтожения при советском режиме. Теперь вопрос в том, удастся ли им избежать этой участи из-за небрежения и влияния палящего воздуха Каракалпакии, наполненном пылью и испарениями химикатов со дна Аральского моря.
"У нас бывает один-два посетителя в день, - сказала Периюза Утеулиева, возглавляющая в музее образовательный отдел, в задачи которого входит привлечение посетителей. - Людям трудно узнать о нашем музее, который находится так далеко".
Коллекция, о которой никто не слышал в советские времена, на которую националистическое узбекское правительство не обращает внимания после обретения независимости в 1991 году, на протяжении 36 лет находится в ветхом здании с текущей крышей, где хранители регулируют влажность, расставляя кастрюли с водой.
Сегодня ее выживание зависит от иностранных покровителей, которые в 2002 году уговорили правительство достроить новое здание музея, законсервированное на 30 лет. В прошлом году Британский совет выделил деньги на обучение хранителей истории искусств и организацию выставок картин в местных школах в рамках проекта "Музей на колесах".
"Особенно горько то, что этот бриллиант находится в Узбекистане, авторитарном, централизованном государстве, - заявил глава Британского совета в Узбекистане Невилл Макбейн. - В этой стране людей не учат мыслить независимо и критически. А эта коллекция предоставляет возможность показать людям, что существуют разные способы видеть мир, бросить вызов их предрассудкам".
Несмотря на помощь, музею катастрофически не хватает финансирования. Многие работы выставляются и хранятся в старом здании, его архивы до сих пор рукописные. Плохой климат и отсутствие посетителей побудили правительство настаивать на переносе коллекции в более доступное место, например, в Ташкент. Однако жители Каракалпакии хотят сохранить свое сокровище.
Директор музея Мариника Бабаназарова говорит, что переезд был бы предательством по отношению к Савицкому. Он родился в 1915 году и приехал в Каракалпакию в 1950-м делать зарисовки для археологической экспедиции. Его очаровала местная культура - наследие каракалпакских племен, кочевавших по берегам Амударьи, в древности называвшейся Оксус.
"Мы буквально ходили по археологическим находкам, - писал он. - Это маленькое государство, спрятанное между песками и Амударьей, оказалось хранилищем творчества, идеального вкуса, удивительного владения искусством орнамента и цвета".
Он перебрался в Нукус и начал собирать ювелирные украшения, ткани и гончарные изделия в период, когда власти СССР считали ремесла признаком отсталости. Вскоре он начал ездить по стране в поисках семей художников, попавших в опалу, казненных или отправленных в лагеря, и покупать их работы. Во многих случаях ему отдавали картины, долго пролежавшие в подвалах, на чердаках или под кроватями. По крайней мере одну из них использовали, чтобы залатать текущую крышу.
Когда он в 1966 году открыл музей, местные власти стерпели это, отчасти из-за отсутствия понимания обстановки в Москве и благодаря его попыткам сохранить местную культуру. Он умер в бедности в возрасте 69 лет в 1982 году.
Одной из самых поразительных картин, выставленных сегодня, является работа художника по фамилии Лысенко, на которой изображен синий бык. Историки не знают его имени, не знают о нем ничего, кроме того, что за свои картины он был посажен в сумасшедший дом.
Еще одно примечательное произведение - картина Михаила Курзина "Пельмени", написанная после того, как он перенес дистрофию в лагере.