Газета "Коммерсант" продана
На первый взгляд это было обычной сделкой. Алишер Усманов, богатый бизнесмен со связями в Кремле, объявил о покупке "Коммерсанта", ведущей российской ежедневной газеты. Наряду с еженедельниками "Власть" и "Деньги" "Коммерсант" входит в одноименный издательский дом. Его-то и приобрел Усманов за 300 млн долларов - открыв тем самым новую главу в печальной саге о ликвидации свободной прессы в России.
"Смена собственника всегда была для Кремля средством по обеспечению лояльности СМИ, - говорит Маша Липман из московского Центра Карнеги. - "Коммерсант" - это не исключение". Как только президент Владимир Путин воцарился в Кремле, была дана команда на захват "Газпромом" частных телевизионных компаний, в частности НТВ, а государственные телеканалы "Россия" и "Первый канал" стали рупорами Кремля, в этой ситуации газеты в России остались последним прибежищем достоверной информации. Но и для них свобода действий постепенно сокращалась.
Например, в конце 2004 года после опубликования образцового критического репортажа о захвате заложников в Беслане главный редактор "Известий" по приказу пресс-секретаря Путина лишился своего места, а летом 2005 года газета перешла в собственность "Газпрома". Новый главный редактор "Известий", перешедший туда из "Комсомольской правды" (бульварного издания, также принадлежащего "Газпрому"), превратил газету в беззубое развлекательное чтиво. "Новая газета" - единственное издание, которое до сих пор профессионально занимается журналистскими расследованиями, по причине нехватки финансов недавно была вынуждена продать 49% акций Михаилу Горбачеву и приближенному к нему мультимиллионеру Александру Лебедеву. Вопрос о том, сохранят ли журналисты "Новой газеты" свою независимость, остается открытым.
Ежедневные газеты, например "Газета" или "Время новостей", публикуют серьезные материалы, однако их тиражи малы и, кроме того, они избегают самостоятельных журналистских расследований, когда речь заходит о таких горячих темах, как чеченская война. Оставался только "Коммерсант" - основанный в начале 90-х годов как экономическая газета, но быстро превратившийся в ведущую газету общественно-политической направленности, публикующую достоверную информацию. Хотя при тираже в 120 тысяч экземпляров "Коммерсант" даже в 12-миллионной Москве оставался газетой для меньшинства, однако его читали все те, кто формирует общественное мнение, а также политики и журналисты. То, что эта прибыльная газета принадлежала бежавшему в Англию бывшему олигарху Борису Березовскому, не способствовало улучшению ее имиджа в глазах Кремля.
В начале года Березовский заявил, что он передал принадлежащую ему долю своему партнеру, грузинскому бизнесмену. С тех пор начались переговоры о продаже издательского дома - очевидно, основанные на мнении, что лучше продать его сейчас, чем потом отдать безвозмездно. После того как в свое время "Коммерсант" опубликовал интервью с чеченским президентом и лидером мятежников Асланом Масхадовым, он получил предупреждение от министра печати - первый шаг к аннулированию лицензии.
Алишер Усманов, новый владелец "Коммерсанта", - миллиардер по милости Кремля. Поддержанный главой "Газпрома" Алексеем Миллером, который, в свою очередь, является доверенным лицом Путина, 52-летний Усманов стал генеральным директором холдинга "Газпром-Инвест". На этом посту ему удалось вернуть активы фирмы, которые во время позднего правления Ельцина бывшие менеджеры "Газпрома" передали в частные руки. Купив "Коммерсант", Усманов исполнил наказ Кремля, написала в четверг газета с той откровенностью, которую, скорее всего, в ближайшем будущем она уже не сможет себе позволить.