Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
2 апреля 2001 г.

Джим Хогланд | The Washington Post

Команда Буша принимается за Кремль

Своими откровенными шагами администрация Буша нанесла чувствительный удар по российскому самолюбию. Однако речь можно вести скорее о расчете, чем о раздражении или идеологической импульсивности. В этом направлении у Буша тоже есть свой бизнес-план.

Белый дом гордится тем, что заменяет потакание своим желаниям, характерное для вольного периода правления Клинтона, эффективностью и "реализмом" - это слово сейчас в ходу у разработчиков политики Буша.

Однако речь идет о деловом подходе, а не о киссинджеровской "реальной политике", о чем свидетельствуют цели и методы, используемые Бушем: вместо начала новой холодной войны, нынешняя администрация намерена внести резкие коррективы в дипломатической области. Она стремится положить конец нерациональным отношениям, сложившимся между Клинтоном и Ельциным, и заставить Владимира Путина платить за нормальные отношения с Вашингтоном более высокую цену.

Вашингтон не списывает со счетов Россию или Путина навсегда, как опасаются некоторые россияне. Идея Буша состоит в том, чтобы достичь самого низкого уровня в двусторонних отношениях и вновь начать отсчет уже оттуда.

По словам одного из помощников президента, команда Буша стремится поддерживать хорошие отношения с Россией. "Мы хотим, чтобы отправной точкой для этих отношений был не 1972, а 2001 год. Мы уважаем Россию. Если они подождут, то увидят это", - отметил он.

Стремление уйти подальше от 1972 года - точнее, от подписанного в этом году Договора по ПРО - это цель, которую провозгласили Буш и его основные помощники. Они называют этот договор пережитком холодной войны, который больше не должен ограничивать США в их планах по созданию противоракетного щита.

Тон заявлений представителей команды Буша свидетельствует, что он испытывает соблазн выйти из этого договора, предварительно уведомив Россию об этом намерении за 6 месяцев, как это предусмотрено договором. Этот вариант, на который Буша толкают сенатор Джесси Хелмс и другие противники контроля над вооружениями, вызывает тревогу у России и европейских союзников США.

Однако эта тревога может оказаться преждевременной. Это один из способов использовать оправданную обеспокоенность Буша в связи с устаревшими положениями Договора по ПРО, чтобы заставить его искренне сотрудничать с Россией в деле сокращения огромных ядерных арсеналов двух стран.

Нужно вести с Путиным переговоры по заключению нового договора взамен Договора по ПРО от 1972 года, который нужно тихо отправить на свалку истории, вместо того, чтобы латать его с помощью поправок и оставлять в силе, как это пытался сделать Клинтон, или подвергнуть его показательной казни, как хотели бы Хелмс и компания.

Новый документ должен отражать драматические изменения, произошедшие со времени окончания холодной войны. Это потребует от стран взаимного признания в том, что настало время пересмотреть роль и соотношение наступательных вооружений, оборонительных систем и теории гарантированного взаимного уничтожения.

Предложение о проведении подобных престижных переговоров очень важно для россиян. Оно не должно быть безвозмездным. Взамен США должны получить возможность эффективного контроля за сокращением российских ядерных арсеналов, а также свободу в плане создания НПРО. Деловые инстинкты Буша должны позволить ему извлечь большую выгоду из ядерной сделки, если Путин вообще на нее пойдет.

Замена Договора по ПРО на новый стратегический договор наконец-то даст возможность окончательно покончить с холодной войной и последовавшими за ней временами, когда Клинтон и Ельцин обрушивались друг на друга с нападками по Косово и Чечне. Как Буш, так и Путин видят, какие преимущества даст отказ от политического багажа того периода.

В прошлом году Путин отказывался от предложений Клинтона по внесению поправок в Договор по ПРО в значительной степени потому, что российский лидер хотел обсуждать этот вопрос с новой администрацией, которую, как он надеялся, возглавит Буш. Два недавних события заставляют предположить, что Путин готов более серьезно отнестись к возможности резких сокращений российских ядерных и ракетных арсеналов.

Одним из них стала отставка министра обороны Игоря Сергеева. Сергеев решительно лоббировал у Путина сохранение огромных ядерных арсеналов в качестве основы российской обороны. Другим шагом, сделанным шесть недель назад, был предложенный НАТО план создания ПРО, который является косвенным признанием необходимости серьезного пересмотра позиции по данному вопросу.

Принимая это во внимание, Белый дом проявил осторожность, не отвергнув с порога путинский план. Кроме того, Буш и Путин отнеслись к взаимным высылкам шпионов как к неприятному, но необходимому шагу, который не воспрепятствует их рабочим отношениям в будущем.

Буш вызвал раздражение Путина, отсрочив проведение двустороннего саммита и дав ясно понять, что российские претензии на глобальную роль в мире никак не соответствуют уровню ее экономики, которая находится где-то между Португалией и Данией. Однако в своих заявлениях ни тот, ни другой лидер не ставили под угрозу будущие отношения. Время для бизнеса еще не настало.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru